Получи документы

Воображение детей старшего дошкольного возраста

Елена Бурлака
Воображение детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития воображения.

Проблема развития воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой, мыслительной деятельности человека, его поведения в целом. С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но занимает больше места в его жизни.

Публикация «Воображение детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях : детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла; юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»; зрелость – подчинение воображения уму интеллекту. Современные представления о развитии воображения более детальны.

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Воображение целиком зависит и опирается на внешние средства, оно неотделимо от реальных действий, развивается как представление.

В 3-ри года, благодаря речевому развитию, происходит становление словесных форм воображения. Благодаря слову необходимость во внешних опорах постепенно исчезает, ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

Начальные самостоятельные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок научается замещать реальные ситуации и предметы воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, активно использует замещение.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер (воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью; появляются элементы творчества). Происходит расширение круга замещаемых предметов и совершенствование самой операции замещения, совместно с развитием логического мышления. Параллельно происходит совершенствование операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы привносится личностное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

В младшем школьном возрасте происходит развитие именно творческой стороны воображения, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, например, гиперболу, метафору, но самостоятельно их применяет.

На последних этапах развития воображения, когда логические процессы становятся основой регуляции психической деятельности, воображение приобретает черты опосредованности и преднамеренности.

Большое значение на развитие воображения оказывают различные кружки (художественные, музыкальные, литературные, технические, юных натуралистов). Очень важно чтобы дети видели результат своего творчества. Л. С. Выготский отмечал, что “…воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество”.

Творческое воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека, при помощи специальных упражнений и приемов. В творческих видах труда - литературе, искусстве, музыке развитие воображения, естественно, происходит при занятиях данными видами деятельности.

Развивать воображение можно разными способами, но обязательно в такой деятельности, которая без воображения не сможет привести к желаемому результату. Нельзя насильно заставить воображение ребенка работать, его нужно заинтересовать, увлечь только тогда ребенок сможет по настоящему оценить способность воображать и придумывать.

Воссоздающее воображение играет огромную роль в обучении, помогает ребенку легче воспринимать и понимать учебный материал.

Воображение ребенка в этом возрасте тесно связано с его жизненным опытом, оно становится побудителем его к действиям. Возникшие новые мысли и образы ребенок стремится воплотить в реальные предметы, это можно увидеть наблюдая как он увлеченно рисует или лепит.

Развитие воображение помогает в дальнейшем избежать многих проблем.

Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Ведь их соавторы и советчики - все человечество, пусть они об этом и не догадываются;

Дети с развитым воображением жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень избирательны и критичны. Прежде всего к самим себе;

Воображение избавляет детей, да и взрослых от самого страшного - внутреннего одиночества.

Можно сделать вывод, что на развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности в особенности рисование, конструирование, чтение художественных произведений, игра. И что для развития воображения необходимо обогащение опыта ребенка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире. Тренируя и развивая воображение человека (взрослого и ребенка, мы охватываем практически все высшие психические функции.

Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст это период впитывания и накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста : доверчивое подчинение авторитету; повышенная восприимчивость; впечатлительность; наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей в этом возрасте, каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы. Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями.

Благодаря воображению ребенок может воссоздать в своем уме образ живого льва, которого он видел в зоопарке, или кита, увиденного ранее на картинке. У некоторых детей воссоздаваемый образ настолько выразителен, что им представляется все воображаемое реальной действительностью. Есть дети, воображение которых способно создавать образы предметов и ситуаций, которых они никогда не видели и не переживали.

Без достаточно развитого воображения страдает обучение в школе, ребенок, читая произведение, не сможет представить, о чем говорит автор. Чем больше воображение будет участвовать во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.

Воображение у ребенка может быть не только полезным, но и вредным, так как может уводить от реального мира. Это зависит от того, в какой мере их воображение контролируется сознанием.

Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают: новизна воспринятого объекта; осознание его как чего-то неизведанного, интересного; импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

Развитая способность воображения, типичная для детей старшего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое.

Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием.

Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Презентация 1 слайд. Представление 2 слайд. Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной.

Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам. В познавательных процессах наряду с памятью и мышлением важную роль в деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воображение детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 18:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воображение детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бурлака в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД