Ксения Кузнецова
Внеурочное занятие в 1 классе «Мир вокруг нас. Животные и птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеурочное занятие.
Мир вокруг нас.
Животные и птицы зимой.
1-ый класс.
Цель и задачи:
- познакомить учащихся с жизнью зверей и птиц в зимнее время года;
- закрепить у учащихся полученные знания;
- продолжать учить отвечать на вопросы, ориентируясь в тексте;
- работать над формированием связной речи;
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- активизировать и расширять словарный запас у учащихся;
- воспитывать бережное отношение к животному миру, умение видеть красоту природы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!
- Откуда же пришло письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.
- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).
-Да, это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.
- Кому оно адресовано? Давайте посмотрим, а что там в конверте? (Открываю конверт)
- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я, Лебедь, из сказки Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.
Я знаю, что, там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птицы никуда не улетели.
Ребята, подскажите,
1. Какие птицы остались зимовать в вашей местности?
2. Чем питаются птицы зимой?
3. Помогаете ли вы им пережить холода?
4. Как животные готовятся к зиме?
Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Ваш друг – Лебедь
- На эти серьезные вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.
- Определим тему урока, слова подсказки у нас есть: птицы, зима и вспомните с какого слова начинается наш раздел? (где) Значит, наш урок будет называться “Звери и птицы зимой”
III. Изучение н. темы
- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес, где обитают наши пернатые друзья. Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу.
- Назовите эти правила.
• Не шуми в лесу!
• Не повреждай кору деревьев!
• Не ломай ветки деревьев и кустарников!
- Нас встречает зимний лес полон сказок и чудес. (на доске появляется картина зимнего леса) Погода зимняя, морозная. В лесу тихо.
- Если вы придёте в лес с добрыми сердцами, все пернатые, каждый на свой лад, отблагодарят вас своими чудесными песнями.
Звучат «Голоса птиц» - аудиозапись
- Какие птицы остаются зимовать?
(Сороки, вороны, воробьи, галки.)
- Вспомните, что для этих птиц общее?
(Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)
- Этих птиц называют – зимующие.
- На какой вопрос из нашего письма мы ответили?
(Какие птицы остались зимовать в нашей местности)
- Назовите зимующих птиц.
- Как можно помочь птицам в зимнее время? - (Смастерить кормушки и насыпать в них корм).
- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, изготовить для них кормушки. В саду, в парке, в лесу можно устроить для птиц столовую. Зимой птица должна есть каждые 6ч, если она не поест через 6ч, то скоро погибнет.
- чем можно кормить птиц (семена трав, деревьев или просто крошки хлеба, зерно, крупу, даже остатки каши)
- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем, арбузные семена – хороший корм для синиц. Также тыквенные и дынные семена. Надо собирать их, промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Необходимо как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых и лучше их размельчить.
- Соберутся стайками птицы на кормушках и пропоют, чирикая: "Спасибо вам великое!"
-Ответили на второй вопрос Лебедя? Чем питаются птицы зимой?
-Ответим на третий вопрос Лебедя, вы помогаете пережить зиму птицам, и как? (ответы учеников)
-На какой вопрос нам осталось ответить?
- Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто будет спать в своих домиках? (Медведь). - Сколько месяцев они будут спать? (Три месяца: декабрь, январь, февраль.). - Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать эти животные? (много кушать). - Правильно, они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики. Ребята, а где будет спать медведь? (В берлоге).
Распределить животных в свои домики.
- Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (Это заяц).
- Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.)
- Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого)
- Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).
-А где зимой прячется и живет заяц (нора)
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников.
-А теперь, давайте посмотрим что же осенью делает медведь? (Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).
- А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного лесного жителя, который готовится к зиме!
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
- Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
-Где живет белка? (В дупле.) - Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.)
- Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
-Ребята, как у лисицы называется дом? (нора) - Там она может спрятаться от зимней стужи.
-А у волка как называется дом? (волчье логово) - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да) - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). – Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).
–Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.
4. Итог урока. Рефлексия.
-Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)
- А как мы их на зовём одним словом? (Дикие). Где они живут? (В лесу).
Животные у нас уже в своих норках, дуплах, берлогах.
Если вы хотите помочь пережить зиму птичкам, посадите ее в кормушку.
- Наш урок подошёл к концу. Давайте вместе устно составим ответ Лебедю, а потом я напишу и отправлю письмо.