Хакимова Валентина Петровна
Внеурочная деятельность на конкурс
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Бакалы
муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО
___
Т. Б. Зайцева
Протокол №_
от «___» августа 2016 г.
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___ С. А. Трунина от «___» августа 2016 г.
Принято на педагогическом совете Протокол №1 от «___» августа 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___ А. В. Абрамова Приказ № ___ от «___» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Публикация «Внеурочная деятельность на конкурс» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Родина»
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы: 2016– 2020 г.
Рабочая программа по составлена на основании
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; (утвержден приказом МО и Н РФ 06.10.2009 г. №373);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»
- ООП НОО МОБУ СОШ №2 с. Бакалы;
Составители рабочей программы: Хакимова В. П., учитель начальных
классов
Год составления рабочей программы: 2016
Программа курса «Родина» общим объемом 135 часов предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Данный курс рассчитан на преподавание в 1х лассах -33 часа, во 2х – 4хклассах - 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности базисного учебного (образовательного) плана и содержит три раздела: «Край, в котором мы живем», «Село, в котором мы живем», «Повторение». Каждый раздел поделен на темы – модули, ежегодно он расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Особенности программы - интегративность: межпредметная интеграция ( Предметы:«Природоведение», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», интеграция классных и внешкольных форм образования, в том числе - музейного.
Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах».
1класс
Личностныe :
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Метапредметные (УУД) :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенной литературой.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
Знать:
- что такое краеведение;
- историю возникновения с. Бакалы и Бакалинского района;
- символику Района;
- достопримечательности села;
- историю названия улиц;
- историю возникновения школы № 2;
- некоторые виды растений нашего края;
- животный мир нашего края;
- жизнь животных в разные времена года.
Уметь:
- объяснять значения слов: Родина, край, область, район;
- находить положение села Бакалы на карте Башкортостана;
- работать с карой Бакалинского района;
- ориентироваться в селе и районе;
- составлять план маршрута движения от дома до школы и обратно;
- вести календарь наблюдений за природой;
- анализировать жизнь животных в разные времена года;
- составлять рассказ о некоторых растениях нашего края.
2-й класс
Личностные:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные (УУД) :
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
Знать:
- рельеф Бакалинского района;
- климат и погоду;
- реки и озера;
- необходимость охраны природы;
- природные сообщества Бакалинского района;
- некоторые виды растений Бакалинского района;
- о растениях, которые занесены в Красную книгу;
- историю развития с. Бакалы (население, промышленные предприятия, сельское хозяйство, здравоохранение);
- традиции села;
Уметь:
- работать с картой;
- составлять брошюры народных примет погоды;
- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;
- составлять рассказы о растениях Бакалинского района;
- составлять гербарии растений;
- составлять рассказ о семейных традициях, о профессиях родителей;
3-4-й класс
Личностные:
- Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные:
3 класс
Знать:
- как наш район стал Бакалинским;
- села Бакалинского района;
- что дает район стране;
- полезные ископаемыеБакалинского района;
- как добывают и используются полезные ископаемые в Бакалиннском районе;
- растения, которые встречаются в Бакалинском районе;
- самые древние травы наших лесов;
- животный мир Бакалинского района;
- видовой состав рыб;
- видовой состав птиц;
- видовой состав млекопитающих района;
- о животных, которые занесены в Красную книгу
- экология Бакалинского района;
Уметь:
- работать с картой Бакалинского района;
- составлять рассказ о Бакалах;
- различать полезные ископаемые;
- наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках;
- рассказывать о животных Бакалинского района;
- составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными»;
4 класс
Знать:
- историю исследования родного края;
- как появилось село Бакалы;
- архитектурное наследие Бакалинского района;
- историю жизни города во время Великой Отечественной войны;
- предприятия села;
- архитектуру современного села;
- памятники села;
- историю названия улиц;
- о людях, которые прославили наш район;
- народные и художественные промыслы края;
Уметь:
- работать с картой Бакалинского района;
- проводить исследования по темам: «Образование Бакалинского района», «Почему так названы улицы», «О чем нам могут рассказать памятные места нашегосела», «Бакалы в годы Великой Отечественной войны»; «Послевоенные годы».
- оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, презентаций;
- участвовать в посильной природоохранной деятельности.
2. Содержание программы
1 класс
1. Введение (1 ч.)
Что такое «краеведение», что будем изучать на занятиях «Родина». Понятие Родина, родной край, область, район.
2. Город, в котором мы живем (13 ч.)
Мы – бакалинцы. Бакалинский район на карте Башкортостана. Положение села на карте Бакалинского района. История возникновения села. Легенды и сказания. Герб и флаг села. Достопримечательности города. Зоны отдыха. Любимое место твоей семьи в городе. На какой улице ты живешь и что знаешь о ее названии. Улицы села. Люди, которыми гордится наше село. Транспорт. Средства массовой информации.
Экскурсия по селу.
Практические работы.
Работа с картой Башкортостана и Бакалинского района.
3. Прошлое, настоящее и будущее нашей школы (5 ч.)
История возникновения школы №2. Школа во время Великой Отечественной войны. Учителя школы (встреча с интересными людьми). Школа и современность. Безопасный маршрут движения от дома до школы.
Экскурсия по школе.
Практические работы.
Работа с картой с. Бакалы. Составление план безопасного маршрута движения от дома до школы и обратно.
4. Времена года (13 ч.)
Осенние изменения в природе. Растения и животные осенью. Труд людей осенью. Осенний календарь природы.
Признаки зимы в природе. Растения и животные зимой. Труд людей зимой. Зимний календарь природы.
Здравствуй, весна!Растения и животные весной. Труд людей весной. Весенний календарь природы.
Лето наступило. Растения и животные летом. Труд людей летом. Летний календарь природы. Охрана природы.
Экскурсии «Природа вокруг нас» (осенью, зимой, весной, летом).
Практические работы.
Ведение календаря наблюдений за природой. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
5. Повторение (1 ч.)
Подведение итогов (в форме интеллектуального марафона).
2 класс
1. Повторение (1 ч.)
О чем мы узнали на занятиях «Родина».
2. География Бакалинского района (9 ч.)
Географическая карта Бакалинского района. Рельеф. Климат и погода. Народные приметы погоды. Реки. Водоемы. Забота о чистой воде и воздухе. Природные зоны Бакалинского района.
Практические работы.
Работа с картой (географической и картой природных зон). Составление брошюры народных примет погоды. Составление правил поведения на водоемах.
3. Мир растений и животных (11 ч.)
Самое интересное о природе Бакалинского района. Растения и животные хвойных и лиственных лесов. Представители древнейших широколиственных лесов на территории района. Растения и животные леса. Растения и животные пресных водоемов, лугов, полей и садов. Зеленая аптека Бакалинского района. Охрана животного мира.
Экскурсия в природу.
Практические работы.
Составление правил поведения на природе.
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области. Составление Красной книги Бакалинского района.
4. Село, в котором мы живем (10 ч.)
История развития Бакалов. Население. Здравоохранение. Развитие образования. Промышленные предприятия. Развитие сельского хозяйства в Районе. Занятость населения в нашем районе. Профессии в моей семье. Наши семейные традиции и обычаи. Традиции нашего города.
Экскурсии на предприятия города.
Практические работы.
Составление экономической карты района. Создание брошюры «Трудовые династии моего рода». Мини-проект «Село моей мечты».
5. Народы нашего края (2 ч.)
Народы нашего края. Коренные народы Бакалинского района.
6. Повторение (1 ч.)
Подведение итогов (викторина, олимпиада).
3 класс
1. Вводное занятие
О чем мы узнали на занятиях «Родина».
2. Наш край
Бакалинская земля в древности. Как наш край стал частью России. Как наш край стал Бакалинским. СелаБакалинского района. Село Бакалы и сельские поселения Бакалинского района. Чем знаменита Бакалинская
земля? Что дает район стране.
Практические работы.
Работа картой района. Знакомство с символикой района. Составление схемы «Что дает район стране».
3. Подземные сокровища (5 ч.)
Подземные сокровища. Полезные ископаемые и их исследователи. Основные свойства полезных ископаемых района. Как добываются и используются полезные ископаемые. Памятники природы Бакалинского района.
Практические работы.
Рассматривание образцов полезных ископаемых. Исследование свойств полезных ископаемых края. Экскурсия.
4. Мир растений и животных (17 ч.)
Растения в районе. Лес и село. Зеленые синоптики. Растения – друзья и враги. Растения - хищники. Мир грибов. Мир лишайников. Самые древние травы наших лесов. Красная книга растений.
Разнообразие животного мира Бакалинского района. Видовой состав рыб, птиц, млекопитающих. Животные в селе и за его окрестностями. Охрана природы. Красная книга животных. Охраняемые территории Бакалинского района.
Практические работы.
Изготовление атласа «Растительный и животный мир района». Фотоальбом «Растения и животные моего двора».
5. Экология (3 ч.)
Загрязнение окружающей среды. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.
Практические работы.
Составление схемы «Загрязнение окружающей среды». Составление памятки «Забота о чистом воздухе, воде, почве». Экскурсия.
6. Повторение (1 ч.)
Подведение итогов (викторина).
4 класс
1. Повторение (1 ч.)
Из истории исследования родного края.
2. История района (31 ч.)
Заселение Бакалинского района. Коренные жители района. Район вчера сегодня завтра. Экскурсия в Музей. Пугачевский мост. История Нагайбакского и Бакалинского казачества. Отечественная война 1812г.
Революция 1917 года. Гражданская война. Восстановление Советской власти. Жертвы Гражданской войны.
С верой в светлое будущее. Село нуждается в рабочей силе. Архитектурное наследие Бакалинского района.
Во время Великой Отечественной войны. Экскурсия в районный музей. Труд бакалинцев во время войны. Эвакогоспиталь в селе. Бакалинцы – участники ВОВ. Послевоенные годы
Трудовые династии в районе. Трудовые династия моей семьи. Предприятия села.
Улицы, названные в честь бакалинцев. Стихи и пести о бакалинской земле. Новейшая история села. Архитектура села. Памятники в селе Бакалы.
Тайны имен земли бакалинской. Памятные места нашего села.
Люди, прославившие село. Село будущего.
Практические работы.
Знакомство с планом села. Создание буклета о селе. Создание фотоальбома «Мое село».
3. Повторение (1 ч.)
Подведение итогов (викторина).
3. Тематическое планирование
1
класс 2
класс 3
класс 4
класс Всего по классам: Итого по разделам:
1 Вводное занятие 1 ч. 1 ч. 1 ч.
2 Село, в котором мы живем
72 ч.
Село, в котором мы живем 13 ч. 10 ч. 23 ч.
История родного села и района 31 ч. 31 ч.
Прошлое, настоящее и будущее школы 5 ч. 5 ч.
Времена года 13 ч. 13 ч.
3
Край, в котором мы живем
53 ч.
Наш край 7 ч. 7 ч.
География Бакалинского района 8 ч. 8 ч.
Подземные сокровища 5 ч. 5 ч.
Народы нашего края 2 ч. 2 ч.
Мир растений и животных 11 ч. 17 ч. 28 ч.
Экология 3 ч. 3 ч.
4 Повторение 1 ч. 3 ч. 2 ч. 3 ч. 9 ч. 9 ч.
ИТОГО: 33 ч. 34 ч. 34 ч. 34 ч. 135 ч. 135 ч.