Надежда Лукавая
Внеклассное занятие «Русь, Россия, Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Предметная: создать условия для формирования понятий "Русь", "Россия", "Родина", для систематизации знаний школьников о государственной символике РФ.
Метапредметная: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся; организовать совместную деятельность через работу в группах; создать условия для формирования умений вести диалог, делать выводы.
Личностная: способствовать формированию качеств личности: гордость за свою Родину, уважения к государственным символам.
Задачи:
Публикация «Внеклассное занятие „Русь, Россия, Родина моя“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
-пополнить знания о символах своей страны;
-расширять кругозор учащихся;
-стимулировать интерес к изучению истории России;
-вызвать чувство гордости за свою родину;
-воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Формы и методы : беседа, игра, упражнение, поощрение.
Оборудование: аудиозаписи: гимн России, "Песня о Москве" муз. Г. Свиридова сл. А. Барто, песня Г. Струве "Что мы Родиной зовем", портреты князя Иван III, рисунки детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей занятия.
2. Вступительная беседа к теме занятия.
Воспитатель: Ребята есть родные, дорогие слова. Кто скажет, что это за слова? (ответы детей).
Но есть самое важное, самое дорогое слова. О нем мы узнаем, если
отгадаем кроссворд.
1. Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит не выбежит. (Река)
Про какое дерево говорят:
"Мерзнет., дрожит на ветру" (Осина)
Живет в лесу работник
Лесной носатый плотник (Дятел)
Вежливое слово (Спасибо)
Место, где лежат карандаши, ручки (Пенал)
Белые сапожки, зеленые сережки (Береза)
-Какое слово получилось по вертикали? (Родина)
3. Основная часть занятия.
-Тема нашего занятия : «Русь, Россия, Родина моя!».
-Ребята откуда произошло само слово родина? Послушаем ученика, который нашел ответ на этот вопрос.
Ученик: Слово родина произошло от древнего слова род, которое означает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога Рода, в которого верили наши предки.
-А как называется страна, в которой мы живём? (Ответы детей.) Для нас родиной является Россия. (Показать на карте территории и границы России).
Наша страна огромна. Ее территорию на севере омывает Северный Ледовитый океан, на востоке - Тихий. Границы проходят и по морям, и по рекам, и по суше. Россия не только самая большая страна в мире. Она очень богата, богата полезными ископаемыми, полноводными реками, красивыми озерами, густыми лесами, степями, горами и равнинами.
Россия - это многонациональное государство, с самобытной культурой.
В России много городов, поселков, сел. Как красива она в разное время года.
А какой город в России самый главный? (Ответы детей.) Москва-столица нашей Родины.
Ученик: Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – столица России,
Которая любит тебя.
А сейчас послушаем песню "Песня о Москве" (муз. Г. Свиридова сл. А. Барто)
-Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любили и любят свою родину русские люди. Они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали ее от всех врагов. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине и ее защитниках? (Ответы детей.)
Задание: собрать "рассыпавшиеся пословицы".
("Родина любимая, что мать родимая", "Если дружба велика, будет Родина крепка", "Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей")
Ученик: Россия, Россия - края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
-Собирались парни и девчата за околицей, водили хороводы. Давайте и мы поводим хоровод.
Дети водят хоровод.
-Какую бы картину вы нарисовали, если ее нужно было подписать
словом Родина? (дети показывают рисунки и рассказывают, что нарисовали)
Ученик читает стихотворение: 3. Александрова "Родина".
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка - скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики.
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
-Родина - это дом, в котором мы живем и русская березка, и крик
кукушонка, и полянка. Это место, где вы родились и выросли. А сейчас
послушаем песню Г. Струве "Что мы Родиной зовем".
-Продолжаем разговор о нашей Родине.
У каждого государства есть свои знаки отличия: герб, гимн, флаг. Символы эти можно увидеть на важнейших политических событиях, на печатных знаках, на форме защитников Отечества, на космических кораблях, скафандрах космонавтов, на костюмах нашей олимпийской сборной.
-Первый символ государства - это герб. Что означает слово герб?
Ученик: Понятие герб произошло от немецкого слова "наследство" и является знаком отличия, эмблемой государства, области, города. Герб России - двуглавый золотой орел, более четырехсот лет олицетворяет нашу державу. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился он в 1497 году. Впервые ввел его царь Иван III. Двуглавый орел - символ вечности России, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные одной лентой, символизирующей кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов - русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Георгия Победоносца.
Ученик:
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой - двуглавый,
Символизирует страну -
Могучий, величавый
Вот и взирает птица царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами - короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.
Показываю флаг.
-Следующий символ государства - это флаг.
Ученик: Слово флаг произошло от греческого слова «флего», оно означает - сжигать, озарять. Древнее название флага - «стяг». Цвет «стяга» был красный. Это любимый цвет наших предков. Красный - значит красивый. Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел указ царя Петра первого.
Белый цвет означает - мир, веру. Синий - небо, благородство. Красный - смелость и отвагу.
-Государственный флаг, как и герб, является символом государства. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают почести и чтят его, как святыню.
Ученик:
А флаг в России - триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна:
Ведь красный - это красота,
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Практическая работа
Выставка работ
Физминутка
Встал воробушек на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух.
И скорей за парту плюх.
-Третий символ страны - это гимн.
Ученик: Гимн - это торжественная песня, прославляет историю государства, его народа, красоту и богатство природы, традиции народа. С 1 января 2001 г. государственным гимном нашей страны стало произведение с современным текстом С. Михалкова на музыку В. Александрова.
-Государственный гимн исполняют в торжественных случаях. Его слушают стоя, чтобы показать гордость за свою страну. Давайте встанем и послушаем гимн (звучит гимн).
Ученик:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова :
"Россия - любимая наша страна".
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
-У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называют "малой родиной".
У кого-то малая родина - большой индустриальный город.
У кого-то небольшой районный городок.
А у кого-то - маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. В дом, в котором живут родители и близкие люди, где тебя ждут и любят. Ученые утверждают, что человек половину своей жизни проводит дома. Каждый человек заботится о своем доме по-своему. Как хорошо дома, где чисто и уютно, где пахнет испеченными мамой блинами, где знаком каждый уголок.
Ученик читает стихотворение:
"О Трубчевске" (Пунин)
Среди древнейших городов
Он не сгорел в огне и дыме
И вот уж тысяча годов
Стоит никем непобедимый.
Любви к нему не занимать,
Она в сердцах хранится свято.
Он дорог нам, как наша мать
В одежде вовсе небогатой.
Мы верим: сбудутся мечты,
Твои залечим скоро раны.
Ты будешь дивной красоты,
Как песня вещего Бояна.
И размахнешься ввысь и вширь,
Разгладишь древние морщины,
Как тот красавец – богатырь
Чудесный молодец былины.
О героической поре
Нам воскресит всю даль туману
Собор старинный на горе,
А рядом - памятник Бояну.
-Расскажите, за что вы любите свой родной дом? (Ответы детей.)
4. Подведение итога занятия.
-Подошло к концу наше занятие.
-Чему было посвящено наше мероприятие? (Родине)
-А какая наша Родина?
(На доску вывешивается слово «РОДИНА» в столбик)
У вас на столах лежат слова-определения на каждую букву этого слова. (Учащиеся по очереди подходят к доске и прикрепляют карточки со словами)
Р - родная, разная, разноликая, ранимая, роскошная
О - отважная, очаровательная, отзывчивая, ослепительная
Д - деликатная, добрая, доброжелательная
И - истинная, интересная, индивидуальная
Н - наивная, настоящая, нежная, независимая
А - астрономическая
Рефлексия "Цветок настроения"
-Что вам понравилось сегодня на занятии?
-Что не понравилось?
-С каким чувством вы уходите с занятия? Почему?
Мне бы хотелось, что бы вы всегда помнили, что вы граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны, объединённой одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни, и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее.
Вы дети России, вы надежда и будущее нашей страны.