Марина Николаевна Сафронова
Внеклассное занятие «Посидим рядком, поговорим ладком» по мотивам произведений устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия
• Создание условий для формирования у школьников активного, эмоционально-личностного отношения к духовным ценностям самобытной русской культуры через знакомство с различными видами устного народного творчества, в том числе Рязанского края.
• Развитие познавательного интереса к изучению краеведения с позиции его культурно-исторической и духовной ценности.
• Формирование нравственных качеств личности каждого ребенка.
Дидактические задачи.
Публикация «Внеклассное занятие „Посидим рядком, поговорим ладком“ по мотивам произведений устного народного творчества» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2015
Познавательные: формировать интерес к знаниям русского народного творчества.
Развивающие: развивать внимание, в том числе и произвольное, требующее волевого усилия, познавательной активности.
Воспитывающие: формировать начальные представления о нравственных понятиях, таких как патриотизм, любовь к Родине, отчему краю; воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные – самостоятельно выделять-формулировать познавательную цель; понимать информацию, представленную в виде небольших сообщений одноклассников, рассказа воспитателя; пользоваться дополнительной литературой.
Регулятивные – оценивать усвоение нового материала; обнаруживать трудности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.
Коммуникативные – выступать с небольшими сообщениями; слушать и понимать речь других, строить понятные высказывания, уметь выражать свои чувства; вступать в сотрудничество с воспитателем и одноклассниками.
Личностные – проявлять интерес к русскому фольклору; высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; оценивать свою деятельность.
Предметные – использовать знания о видах русского народного творчества.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Посидим рядком, поговорим ладком», атрибуты для игр, выставка сказок.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас на празднике много гостей,
а гости в доме – это всегда радость.
И мы рады вас видеть и приветствовать
по старому русскому обычаю:
Ученики: Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, гости желанные!
Милости просим!
Будьте здоровы и счастливы.
Учитель: А наша встреча пусть будет интересной и познавательной.
Послушайте следующие строки:
Много славных и добрых праздников
Нам досталось от старины.
Передать их в наследство правнукам
По традиции мы должны!
Подумайте и скажите о чем мы будем говорить сегодня?
2. Сообщение темы и целей мероприятия.
Вы узнаете много нового и интересного о самобытной русской культуре, русском фольклоре, об устном народном творчестве нашего Рязанского края.
Итак, мы приглашаем всех детей, друзей, гостей на русские посиделки!
3. Посидим рядком, да поговорим ладком.
Складно и весело проводили посиделки наши предки.
Осенними или зимними вечерами собиралась молодежь, чтобы заняться каким-либо рукоделием, а чаще для россказней, забав, песен. Считали, что посиделки – это, прежде всего, повод для общения. И он должен быть легким, радостным, приятным. Отрадно, что культура домашних посиделок не канула в лету. Она и сегодня может стать чем-то вроде мостика в мир самобытной России.
Я предлагаю вам свой вариант посиделок.
Давайте посидим рядком, да поговорим ладком.
- Вспомните, что относится к устному народному творчеству?
(пословицы, поговорки, загадки, песни, игры и т. д.)
- Почему народное? (создал народ)
- Почему устное? (передавалось из уст в уста)
Перечисленные виды народного творчества появились очень давно, когда не было письменности и передавались из уст в уста, из селения в селение, из поколения в поколение.
Многое не дошло до нашего времени. А то, что смогли записать, надо знать и беречь.
- Почему? (Русский фольклор является достоянием народа, это наше наследие, наши корни)
4. Без пословицы не проживешь.
Большое значение имели пословицы и поговорки.
В них и смех, и слезы, горе и радость, честность и обман, трудолюбие и лень.
Пословицы и поговорки – зеркало народной жизни.
Их существует огромное количество на разные темы.
Самое время назвать некоторые из них.
Большое внимание уделялось пословицам и поговоркам о хлебе.
- Как вы думаете почему? (большого труда стоило вырастить хлеб и отношение к нему было самое бережное и уважительное)
- Какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
• Хлеб – всему голова и др.
Рязанские:
• Было зерно в мешке, а стал хлеб на столе.
• Зимой снега надует – хлеба прибудет!
Замечательная пословица! Как вы ее понимаете? (чем больше снега зимой, тем больше хлеба летом)
Хочу обратить ваше внимание на такой факт: наши древние предки были наблюдательны и знали, что будущий урожай зависит во многом от зимних месяцев.
Народные приметы :
• Зима без снега – лето без хлеба.
• Снега надует – хлеба прибудет.
Зиме пытались всячески угодить, задобрить. Давайте и мы назовем пословицы и поговорки о зиме.
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• Береги нос в большой мороз.
Рязанские:
• Зимой льдом не дорожат.
• Пришла зима надоскучила, хлеб и соль – все покушала.
Посмотрите, какие прекрасные пословицы и поговорки вы назвали. А ведь они не имеют автора, безымянны и создавались многими поколениями.
5. Задание «Составь пословицу».
А сейчас задание на логику и внимание.
Из слов нужно составить пословицу так, чтобы был смысл.
Правильный ответ: «Готовь сани летом, а телегу зимой»
- Как понимаете пословицу? (нужно все готовить заранее)
6. Русские потешки – веселые пересмешки.
Вы знаете, что русское народное творчество – это не только пословицы и поговорки, а также:
• Считалки
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Рязанская:
Тара-бара, домой пора.
Коров доить, телят поить,
Ребят кормить.
Тебе водить!
• Скороговорки
Ехал грека через реку,
Видит грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека цап!
Рязанская:
Съел молодец
Тридцать три
Пирога с пирогом,
Да все с творогом!
• Шутки-прибаутки
- Филиппок! А вот сладенький медок.
Съешь-ка ложечку, дружок!
- Сладкий мед, конечно, съем.
А вот ложки я не ем!
7. Лапти, да лапти, да лапти мои!
Звучит отрывок из русской народной песни «В деревне было Ольховке»
В деревне было Ольховке.
Припев:
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх, лапти мои, лапти липовые!
Вы не бойтесь, ходитё,
Тятька новые сплетё…
Эх, ну! Тьфу!
Там жил-был парень Андреяшка.
Припев.
- Что вы можете сказать об этой песне? Какая она? (шуточная, веселая)
Русские народные песни отличаются большой разновидностью и глубоким смыслом.
Данная песня имеет познавательное значение. Мы узнали, что самой распространенной деревенской обувью в старину были лапти. А подробнее об этом нам расскажет рубрика «Это интересно».
8. Рубрика «Это интересно»
Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век).
Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (чаще липового) или бересты.
Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.
Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ, считалось делом не сложным, которое мог выполнить любой крестьянин.
9. Как у наших у ворот.
Ведущий:
- Ой, ребята, тише, тише!
Что-то странное я слышу.
Гость у нас как будто спит.
И, по-моему, храпит!
(Раздается храп.)
- Да это Дрема уснул. Сейчас разбужу.
Вставай, Дрема!
Как у наших у ворот собирается народ
Все со скрипочками, да с балалаечками.
Ученик играет на балалайке русскую народную мелодию.
Ведущий: Ну как, Дрема, встаешь?
Дрема: Дрема дремлет, спать хочет!
Ведущий: Полно, Дрема, дремать.
Пора, Дрема, вставать.
Люди сходятся.
В хоровод становятся.
10. Собирайся, народ, в хоровод!
Кто работы не боится, тот и пляшет и поет!
В исполнении детей звучит русская народная песня «Посею лебеду на берегу»
Ведущий: Ну а теперь, Дрема, встаешь?
Дрема: Мне давно пора вставать.
Мне кругом походить.
Мне людей посмотреть
И себя показать.
Я для больших и маленьких
Всегда найду затею.
Сегодня здесь на празднике
Развлечь я всех сумею!
11. Загадки и отгадки.
Отгадайте-ка, ребятки, зимние загадки!
• После осени пришла
И сугробы намела. (Зима)
• На всех садится,
Никого не боится. (Снег)
• Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)
• И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Ведущий: А теперь загадка для Дремы, да не простая, рязанская.
Сердита матка,
Да укрыла деток
До Красного дня
Белым пуховым одеяльцем.
Дрема дает правильный ответ (Зима) .
Ведущий: Молодец, Дрема!
Кто же не любит отгадывать загадки! Кто откажется проверить свою сообразительность, наблюдательность, быстроту ума!
Загадка – маленький ключик от тайны. С ее помощью легче всего узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, сообразителен, как поведет себя в трудных обстоятельствах. Загадки пришли к нам из древности.
Когда ученые стали собирать русские народные загадки, их оказалось более сорока тысяч.
Есть из чего выбрать!
Дрема: Все! Не хочу быть Дремушкой!
Я не сонный Дремушка,
Я веселый Дёмушка.
12. Сказка – складка, песня – быль.
А сейчас самое время для сказки.
Нет такого человека, который бы не любил сказки. Сказки относятся к числу древних произведений. Никто не знает, когда на Руси были созданы первые сказки. Они появились очень давно, передавались от поколения к поколению, изменялись, дополнялись новыми подробностями. Но всегда Добро в сказках побеждало Зло.
- Как называются сказки, которые сочинил русский народ? (Народные)
- Как называются сказки, которые написал (обработал) человек? (Авторские или литературные сказки)
- Чему учат нас сказки? (Жить в мире, согласии, быть добрыми, честными, храбрыми и т. д.)
- А какие бывают сказки? Сказки бывают разные!
• Волшебные
• О животных
• Бытовые
Волшебные. В этих сказках обязательно совершаются чудеса и волшебные превращения. В них рассказывается о подвигах и приключениях героев.
О животных. В таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.
Бытовые. В этих сказках высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных.
13. Где бы не жил народ – с ним живут и его сказки!
Инсценирование рязанской народной сказки «Три сына».
- Чему учит нас эта сказка? (заботиться не только о себе, но и о других людях)
Этой сказке очень много лет.
Отрадно, что по сей день, мы можем восхищаться мудростью сказок, знакомиться с историей, обычаями, традициями и приоритетами русского народа.
14. Обобщение. Рефлексия.
Наше занятие заканчивается.
• Довольны ли вы своей работой сегодня?
• Давайте вспомним, какие цели были поставлены в начале занятия. Как вы считаете, мы их достигли?
Докажите, закончив следующие предложения:
Я узнал …
Сделал открытие …
Запомнил …
• Что можно было бы изменить, дополнить?
Детям вручаются белые и желтые ромашки – символ семьи, любви и верности в России.
Давайте украсим этими ромашками наш праздник следующим образом:
• Прикрепите на доску белые ромашки, если занятие вам понравилось и не вызвало никаких затруднений;
• Прикрепите желтые ромашки, если занятие вам понравилось, но были затруднения.