МААМ-картинки

Внеклассное занятие «Посидим рядком, поговорим ладком» по мотивам произведений устного народного творчества

Марина Николаевна Сафронова
Внеклассное занятие «Посидим рядком, поговорим ладком» по мотивам произведений устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Цели занятия

• Создание условий для формирования у школьников активного, эмоционально-личностного отношения к духовным ценностям самобытной русской культуры через знакомство с различными видами устного народного творчества, в том числе Рязанского края.

• Развитие познавательного интереса к изучению краеведения с позиции его культурно-исторической и духовной ценности.

• Формирование нравственных качеств личности каждого ребенка.

Дидактические задачи.

Публикация «Внеклассное занятие „Посидим рядком, поговорим ладком“ по мотивам произведений устного народного творчества» размещена в разделах

Познавательные: формировать интерес к знаниям русского народного творчества.

Развивающие: развивать внимание, в том числе и произвольное, требующее волевого усилия, познавательной активности.

Воспитывающие: формировать начальные представления о нравственных понятиях, таких как патриотизм, любовь к Родине, отчему краю; воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные – самостоятельно выделять-формулировать познавательную цель; понимать информацию, представленную в виде небольших сообщений одноклассников, рассказа воспитателя; пользоваться дополнительной литературой.

Регулятивные – оценивать усвоение нового материала; обнаруживать трудности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Коммуникативные – выступать с небольшими сообщениями; слушать и понимать речь других, строить понятные высказывания, уметь выражать свои чувства; вступать в сотрудничество с воспитателем и одноклассниками.

Личностные – проявлять интерес к русскому фольклору; высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; оценивать свою деятельность.

Предметные – использовать знания о видах русского народного творчества.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Посидим рядком, поговорим ладком», атрибуты для игр, выставка сказок.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Сегодня у нас на празднике много гостей,

а гости в доме – это всегда радость.

И мы рады вас видеть и приветствовать

по старому русскому обычаю:

Ученики: Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, гости желанные!

Милости просим!

Будьте здоровы и счастливы.

Учитель: А наша встреча пусть будет интересной и познавательной.

Послушайте следующие строки:

Много славных и добрых праздников

Нам досталось от старины.

Передать их в наследство правнукам

По традиции мы должны!

Подумайте и скажите о чем мы будем говорить сегодня?

2. Сообщение темы и целей мероприятия.

Вы узнаете много нового и интересного о самобытной русской культуре, русском фольклоре, об устном народном творчестве нашего Рязанского края.

Итак, мы приглашаем всех детей, друзей, гостей на русские посиделки!

3. Посидим рядком, да поговорим ладком.

Складно и весело проводили посиделки наши предки.

Осенними или зимними вечерами собиралась молодежь, чтобы заняться каким-либо рукоделием, а чаще для россказней, забав, песен. Считали, что посиделки – это, прежде всего, повод для общения. И он должен быть легким, радостным, приятным. Отрадно, что культура домашних посиделок не канула в лету. Она и сегодня может стать чем-то вроде мостика в мир самобытной России.

Я предлагаю вам свой вариант посиделок.

Давайте посидим рядком, да поговорим ладком.

- Вспомните, что относится к устному народному творчеству?

(пословицы, поговорки, загадки, песни, игры и т. д.)

- Почему народное? (создал народ)

- Почему устное? (передавалось из уст в уста)

Перечисленные виды народного творчества появились очень давно, когда не было письменности и передавались из уст в уста, из селения в селение, из поколения в поколение.

Многое не дошло до нашего времени. А то, что смогли записать, надо знать и беречь.

- Почему? (Русский фольклор является достоянием народа, это наше наследие, наши корни)

4. Без пословицы не проживешь.

Большое значение имели пословицы и поговорки.

В них и смех, и слезы, горе и радость, честность и обман, трудолюбие и лень.

Пословицы и поговорки – зеркало народной жизни.

Их существует огромное количество на разные темы.

Самое время назвать некоторые из них.

Большое внимание уделялось пословицам и поговоркам о хлебе.

- Как вы думаете почему? (большого труда стоило вырастить хлеб и отношение к нему было самое бережное и уважительное)

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

• Хлеб – всему голова и др.

Рязанские:

• Было зерно в мешке, а стал хлеб на столе.

• Зимой снега надует – хлеба прибудет!

Замечательная пословица! Как вы ее понимаете? (чем больше снега зимой, тем больше хлеба летом)

Хочу обратить ваше внимание на такой факт: наши древние предки были наблюдательны и знали, что будущий урожай зависит во многом от зимних месяцев.

Народные приметы :

• Зима без снега – лето без хлеба.

• Снега надует – хлеба прибудет.

Зиме пытались всячески угодить, задобрить. Давайте и мы назовем пословицы и поговорки о зиме.

• Мороз не велик, да стоять не велит.

• Береги нос в большой мороз.

Рязанские:

• Зимой льдом не дорожат.

• Пришла зима надоскучила, хлеб и соль – все покушала.

Посмотрите, какие прекрасные пословицы и поговорки вы назвали. А ведь они не имеют автора, безымянны и создавались многими поколениями.

5. Задание «Составь пословицу».

А сейчас задание на логику и внимание.

Из слов нужно составить пословицу так, чтобы был смысл.

Правильный ответ: «Готовь сани летом, а телегу зимой»

- Как понимаете пословицу? (нужно все готовить заранее)

6. Русские потешки – веселые пересмешки.

Вы знаете, что русское народное творчество – это не только пословицы и поговорки, а также:

• Считалки

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Рязанская:

Тара-бара, домой пора.

Коров доить, телят поить,

Ребят кормить.

Тебе водить!

• Скороговорки

Ехал грека через реку,

Видит грека в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку грека цап!

Рязанская:

Съел молодец

Тридцать три

Пирога с пирогом,

Да все с творогом!

• Шутки-прибаутки

- Филиппок! А вот сладенький медок.

Съешь-ка ложечку, дружок!

- Сладкий мед, конечно, съем.

А вот ложки я не ем!

7. Лапти, да лапти, да лапти мои!

Звучит отрывок из русской народной песни «В деревне было Ольховке»

В деревне было Ольховке.

Припев:

Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.

Эх, лапти мои, лапти липовые!

Вы не бойтесь, ходитё,

Тятька новые сплетё…

Эх, ну! Тьфу!

Там жил-был парень Андреяшка.

Припев.

- Что вы можете сказать об этой песне? Какая она? (шуточная, веселая)

Русские народные песни отличаются большой разновидностью и глубоким смыслом.

Данная песня имеет познавательное значение. Мы узнали, что самой распространенной деревенской обувью в старину были лапти. А подробнее об этом нам расскажет рубрика «Это интересно».

8. Рубрика «Это интересно»

Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век).

Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (чаще липового) или бересты.

Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.

Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ, считалось делом не сложным, которое мог выполнить любой крестьянин.

9. Как у наших у ворот.

Ведущий:

- Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу.

Гость у нас как будто спит.

И, по-моему, храпит!

(Раздается храп.)

- Да это Дрема уснул. Сейчас разбужу.

Вставай, Дрема!

Как у наших у ворот собирается народ

Все со скрипочками, да с балалаечками.

Ученик играет на балалайке русскую народную мелодию.

Ведущий: Ну как, Дрема, встаешь?

Дрема: Дрема дремлет, спать хочет!

Ведущий: Полно, Дрема, дремать.

Пора, Дрема, вставать.

Люди сходятся.

В хоровод становятся.

10. Собирайся, народ, в хоровод!

Кто работы не боится, тот и пляшет и поет!

В исполнении детей звучит русская народная песня «Посею лебеду на берегу»

Ведущий: Ну а теперь, Дрема, встаешь?

Дрема: Мне давно пора вставать.

Мне кругом походить.

Мне людей посмотреть

И себя показать.

Я для больших и маленьких

Всегда найду затею.

Сегодня здесь на празднике

Развлечь я всех сумею!

11. Загадки и отгадки.

Отгадайте-ка, ребятки, зимние загадки!

• После осени пришла

И сугробы намела. (Зима)

• На всех садится,

Никого не боится. (Снег)

• Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)

• И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Ведущий: А теперь загадка для Дремы, да не простая, рязанская.

Сердита матка,

Да укрыла деток

До Красного дня

Белым пуховым одеяльцем.

Дрема дает правильный ответ (Зима) .

Ведущий: Молодец, Дрема!

Кто же не любит отгадывать загадки! Кто откажется проверить свою сообразительность, наблюдательность, быстроту ума!

Загадка – маленький ключик от тайны. С ее помощью легче всего узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, сообразителен, как поведет себя в трудных обстоятельствах. Загадки пришли к нам из древности.

Когда ученые стали собирать русские народные загадки, их оказалось более сорока тысяч.

Есть из чего выбрать!

Дрема: Все! Не хочу быть Дремушкой!

Я не сонный Дремушка,

Я веселый Дёмушка.

12. Сказка – складка, песня – быль.

А сейчас самое время для сказки.

Нет такого человека, который бы не любил сказки. Сказки относятся к числу древних произведений. Никто не знает, когда на Руси были созданы первые сказки. Они появились очень давно, передавались от поколения к поколению, изменялись, дополнялись новыми подробностями. Но всегда Добро в сказках побеждало Зло.

- Как называются сказки, которые сочинил русский народ? (Народные)

- Как называются сказки, которые написал (обработал) человек? (Авторские или литературные сказки)

- Чему учат нас сказки? (Жить в мире, согласии, быть добрыми, честными, храбрыми и т. д.)

- А какие бывают сказки? Сказки бывают разные!

• Волшебные

• О животных

• Бытовые

Волшебные. В этих сказках обязательно совершаются чудеса и волшебные превращения. В них рассказывается о подвигах и приключениях героев.

О животных. В таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.

Бытовые. В этих сказках высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных.

13. Где бы не жил народ – с ним живут и его сказки!

Инсценирование рязанской народной сказки «Три сына».

- Чему учит нас эта сказка? (заботиться не только о себе, но и о других людях)

Этой сказке очень много лет.

Отрадно, что по сей день, мы можем восхищаться мудростью сказок, знакомиться с историей, обычаями, традициями и приоритетами русского народа.

14. Обобщение. Рефлексия.

Наше занятие заканчивается.

• Довольны ли вы своей работой сегодня?

• Давайте вспомним, какие цели были поставлены в начале занятия. Как вы считаете, мы их достигли?

Докажите, закончив следующие предложения:

Я узнал …

Сделал открытие …

Запомнил …

• Что можно было бы изменить, дополнить?

Детям вручаются белые и желтые ромашки – символ семьи, любви и верности в России.

Давайте украсим этими ромашками наш праздник следующим образом:

• Прикрепите на доску белые ромашки, если занятие вам понравилось и не вызвало никаких затруднений;

• Прикрепите желтые ромашки, если занятие вам понравилось, но были затруднения.

Публикации по теме:

Использование произведений народного творчества в работе с детьми. Использование произведений народного творчества в работе с детьми. [/b] Произведения народного творчества можно использовать при одевании,.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Занятие по речевому развитию «Знакомство с загадкой как с особым жанром устного народного творчества» Программные задачи: закреплять представления о загадке, как особом жанре устного народного творчества. Упражнять в составлении коротких.

Занятие по развитию речи в младшей группе «Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в работе с детьми) ЗАДАЧИ: • Учить детей чётко произносить слова в потешках, добиваться интонационной выразительности; • Закреплять, активизировать словарный.

Методика использования произведений устного народного творчества в режимных моментах. Адаптация для детей раннего возраста начинается с приучения к режиму. Соблюдение режима способствует созданию эмоционально благоприятной.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие,.

Оформление предметно-развивающей среды группы по мотивам произведений устного народного творчестваОформление предметно-развивающей среды группы по мотивам произведений устного народного творчества Очень люблю рисовать. Вся развивающая среда в моей группе перекликается с устным народным творчеством: В такой умывальной комнате дети.

Роль устного народного творчества в воспитании детей Пословицы, поговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни. Народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство.

Внеклассное занятие «Посидим рядком, поговорим ладком» по мотивам произведений устного народного творчества Цели занятия • Создание условий для формирования у школьников активного, эмоционально-личностного отношения к духовным ценностям самобытной.

Занятие по развитию речи с использованием устного народного творчества «В гостях у Бабушки-Загадушки» Цель: научить отгадывать загадки, передавать диалог, продолжать знакомить детей с потешками, знакомство с домашними животными, играть в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное занятие «Посидим рядком, поговорим ладком» по мотивам произведений устного народного творчества
Опубликовано: 11 августа 2015 в 21:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внеклассное занятие «Посидим рядком, поговорим ладком» по мотивам произведений устного народного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаевна Сафронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД