Кривуля Елена Николаевна
Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Человек и труд»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: развивать понимание того, что труд – основа всей жизни, убеждения в том, что все достигается большим трудом; воспитание трудолюбия, гражданской зрелости; коррекция зрительного восприятия посредством разгадывания кроссворда; коррекция мышления на основе упражнений в определении скрытого смысла пословиц.
Оборудование: презентация, кроссворд, Конституция РФ, притча, пословицы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, надеюсь, мы с вами сегодня хорошо потрудимся. Тема сегодняшнего занятия «Человек и труд».
Эпиграф к занятию
«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги»
Чехов А. П.
2. Беседа
Самое ценное, что есть у человека это его жизнь. В труде – смысл жизни.
-Что такое труд? (Труд – это работа, занятия, приносящие пользу.)
Труд – это сознательная целенаправленная деятельность человека, направленная на удовлетворение собственных потребностей и (или) потребностей общества.
Трудом создано все прекрасное и все самое необходимое на Земле. Труд немыслим без человека, а человек немыслим без труда.
Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти. Давайте попробуем проследить это
- В чем заключается труд ребенка?
(учится говорить, держать ложку, самостоятельно одеваться, умываться, убирать игрушки)
- А дети в школьном возрасте? (учиться писать, читать, осваивать более сложные трудовые операции)
- А как трудятся подростки?
- Чем занят взрослый человек?
-В чем состоит труд пожилого человека?
(помогает растить внуков, помогает по хозяйству)
Если в какой-то момент своей жизни человек проявит лень, чему-нибудь не научится, то в дальнейшей жизни может об этом очень пожалеть.
3. Работа с кроссвордом «Что труд даёт человеку?»
1. Труд – средство достижения жизненных целей.
В первую очередь для чего трудится человек? (чтобы прокормить, одеть, обуть, обеспечить всем необходимым себя и свою семью)
Вывод: то есть труд – это добывание денег. Найдите это слово деньги в кроссворде.
Притча
Один торговец ежедневно давал своему сыну один рубль и говорил:
— Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги.
Сын, не понимая ценности денег, просто выбрасывал их в воду. И отец случайно узнал об этом, однако решил ничего не говорить, поскольку просто поучения мало к чему приводят. Тем временем сын продолжал ничем не заниматься, не работал, а просто ел и пил в доме отца.
И вот однажды торговец решил преподать урок своему сыну, поэтому предупредил всех своих родственников:
- Если мой сын придёт к вам и попросит денег, не давайте.
Затем он позвал сына и обратился к нему со словами:
- Ты уже повзрослел и должен узнать что такое «труд» и какова «ценность денег». Поэтому пойди, заработай рубль своим собственным трудом, принесёшь — посмотрю, каков он, заработанный тобой рубль.
Сын, привыкший ничего не делать, первым делом решил пойти к родственникам и попросить у них денег, однако те ему отказали. Перебрав все возможные варианты, он вынужден был наняться на работу простым чернорабочим, поскольку никакого опыта и квалификации работы у него не было. Так он весь день тяжело и через пот размешивал известь босыми ногами. В конце дня он, получив всего на всего один рубль, принёс его отцу.
Отец был доволен и сказал:
- Ну вот, сынок, теперь иди и брось этот заработанный тобой рубль в воду.
На что удивлённый сын ответил:
- Отец, как же я могу выбросить его? Ты даже не представляешь, как тяжело я работал, что бы его получить! Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, у меня рука не поднимется так поступить.
Отец ответил:
- А сколько раз я давал тебе по одному рублю, а ты их и спокойно бросал в воду. Ты думал, что эти деньги доставались мне даром, без труда?.
Поэтому пока не будешь трудиться, цену деньгам и труду не будешь знать.
Обсуждение притчи.
- О чем эта притча?
- О чем заставляет задуматься притча?
-Очень мудрая притча, пока сам работать не начнешь,не поймешь каким трудом деньги достаются. Копеечка рубль бережет.
В нашей школе трудятся люди, разных профессий : директор, учителя, воспитатели, повара, уборщицы. Каждый из них проявляет большую заботу о детях, старается все сделать, чтобы в школе было чисто, уютно и красиво, чтобы в столовой были вкусные завтраки и обеды. В ответ на их заботу, их труд дети отвечают благодарностью, стремятся оказать посильную помощь в их работе, помогают поддерживать чистоту и порядок в классных и игровых комнатах, следят за порядком на территории школы.
Ведь от этого начинается уважение к труду людей.
2. Труд – основа профессиональной деятельности.
- А что для вас сейчас является основным трудом?
(Сегодня наш главный труд – это учение.)
Ваша учеба – это разностороннее развитие – это основа вашей дальнейшей жизни. После окончания школы вы будете приобретать профессиональные знания, далее работать в той или иной профессии.
- Ребята, а что такое «профессия»? Что вы знаете об этом слове? (Ответы детей).
- В словаре русского языка С. И. Ожегова дано такое толкование:
«профессия – основной род занятий, трудовой деятельности».
- Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? (нет).
Правильно, сначала надо учиться, приложив много стараний и труда.
Кто-то из вас уже определился с выбором будущей профессии, кто-то ещё в поиске…. Что бы узнать немного больше о профессиях, я предлагаю
Узнать о профессии спасатель.
3. В труде человек закаляется духовно и физически.
Описание и характеристика профессии спасатель.
Понять, кто такой спасатель, можно уже по самому названию профессии. Именно эти люди первыми прибывают на помощь в экстремальных ситуациях и помогают устранить их последствия. Аварийно-спасательные бригады разбирают завалы после взрывов и обвалов, работают в зонах наводнений и пожаров, местах падения самолетов и экологических катастроф. Поисково-спасательные бригады производят поиск пропавших людей.
Спасатель обладает следующими качествами: смелостью, решительностью и отвагой; физической силой, выносливостью и психологической устойчивостью; умением мгновенно оценить сложившуюся обстановку и действовать в соответствии с ней; умением работать в составе команды;
честностью и готовностью помочь другому человеку.)
Видео о профессии спасатель.
4. Труд красит человека.
Чтение рассказа В. Осеева «Сыновья»
Воспитатель:
Ребята, сейчас я хочу вам прочитать рассказ В. Осеевой
«Сыновья».
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушке отдохнуть пришел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен – никто с ним не сладит.
- А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают ее соседки.
- Что же сказать, - говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.
Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну, что? Каковы наши сыновья?
- А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.
Обсуждение:
Воспитатель: Ребята, почему старичок так ответил женщинам?
(Ответы детей).
-мальчик помог маме донести воду.
-этот мальчик любит труд,
- он трудолюбивый
-О человеке в обществе судят по результатам труда, по его отношению к труду.
Воспитатель :
- Трудолюбие – положительное качество человека, отличающегося любовью к труду, усердием в работе.
- Какого человека мы можем назвать тружеником?
Труженик - человек, который трудится, трудолюбивый человек.
Трудолюбивый – любящий трудиться.
Перед вами кроссворд. Найдите в нем слово труженик.
Презентация о тружениках в годы ВОВ.
Объясните смысл пословиц.
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.
-Терпенье и труд всё перетрут. (Упорные, трудолюбивые люди, доводящие дело до конца, обязательно добиваются успеха в Жизни.)
-Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье. (Пословица о том, что если человеку нравиться трудиться, или заниматься любимым делом, то его труд обязательно ему принесет как духовную радость, так и обеспеченную жизнь.)
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. (Трудолюбивый человек всегда найдет себе занятие).
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
(Любое дело требует усилий; для получения результата нужно потрудиться, иначе никакого дела не сделаешь.)
-Больше дела — меньше слов.
(Лучше больше сделать, чем много обещать. Если есть работа, много говорить некогда.)
-Кто любит труд того люди чтут (Если будешь трудиться, то тебя будут уважать люди)
- За всякое дело берись умело. (За любое дело нужно браться с умом, зная, как оно делается).
5. Труд – источник радости и удовольствия
Воспитатель : Да, труд даёт нам радость, счастье, удовольствие. Некоторые из вас тоже испытали это чувство, радовались результату труда.
В каком трудовом процессе вы участвовали? Всё ли у вас получалось? Испытали вы радость от своего труда?
-Я помогаю своим родителям в уборке, готовке и в каких-либо домашних делах. Тружусь для того что бы помочь родителям, сделать им приятное.
-Я участвовал в субботнике в школе, помогал людям пожилого возраста. Полезность этого в том, что я это делаю на благо людей и помогаю школе.
-Я испытывал радость от сделанного на уроке труда….
Воспитатель : Радость труда, несравнима ни с какими другими радостями. Познавая её, человек испытывает чувство собственного достоинства, гордости оттого, что смог создать что-то своими руками.
Практическое занятие «Заметь, что нужно сделать»
На столах приготовлены виды работ:
- обернуть учебник
- разорванная и целая книга;
- рубашка с оторванной пуговицей;
- стульчик со сломанной ножкой
- разбросан мусор
-почистить картофель
Ребята находят себе работу, выполняют ее. Показывают друг другу.
Воспитатель : Какие качества требуются для осуществления задуманной работы (трудолюбие, терпение, упорство, желание приносить пользу окружающим)
-Вы испытали радость, гордость за своё умение, за себя?
Когда человек видит плоды своего труда, он получает истинное удовольствие. Чтобы труд приносил радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать.
1. Придерживайся распорядка дня.
2. Доводи начатое дело до конца.
3. Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи, а сам помогай.
4. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
5. Отдыхай с удовольствием.
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
6. Труд - источник общения. В трудовом коллективе человек и сам учится общению с другими людьми. А общение, как известно, великая роскошь.
Есть профессии, в которых умение общаться является основой профессионального успеха. Назовите такие профессии. (Ответы детей)
4. Конституция РФ и Трудовой кодекс.
У меня в руках Конституция РФ. В Конституции записаны законы, по которым должны жить все граждане России. Одним из самых главных законов является: «Граждане России имеют право на труд» Если человек хочет работать, приносить пользу, то государство дает ему такое право и оплачивает его труд. Работодатель заключает с работником трудовой договор — письменный документ, в котором определены права и обязанности сторон. Заключение трудового договора предваряют переговоры работника с работодателем, касающиеся таких вопросов, как размер заработка, условия труда, нормы выработки, режим работы и др.
В Конституции РФ в статье 37 закреплено право на труд.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Закон разрешает:
- трудоустройство подростков с 16 лет;
- трудовую деятельность подростков с 14 лет в свободное от учебы время (необходимо согласие родителей (законных представителей).
Закон определяет продолжительность рабочего дня для подростков:
- 14-16 лет (учащиеся) – 2,5 часа;
- 15–16 лет (работники) – 5 часов;
- 16-18 лет – 7 часов.
Закон запрещает привлекать подростков до 18 лет:
- к тяжелым, вредным и опасным работам;
- к работам в ночное время.
Поведение человека на работе определяется трудовой дисциплиной — выполнением правил внутреннего распорядка, режима работы предприятия (цеха, бригады). Её нарушениями считаются прогулы, опоздания, преждевременные уходы с работы и т. д.
5. Итог
Воспитатель : А теперь посмотрим на кроссворд. Что же входит в понятие труд? (труженик, деньги, радость, учеба, терпение, общение, профессия.)
Что дает труд человеку?
- Труд – средство достижения жизненных целей.
- Труд – источник радости и удовольствия.
- Труд – основа профессиональной деятельности.
- Труд красит человека.
- Труд – источник общения.
- Труд закаляет человека духовно и физически.
Воспитатель: Ребята, трудитесь! «Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем».