Кривуля Елена Николаевна
Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната беседа по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомиться с жизнью и творчеством знаменитого художника В. И. Сурикова,способствовать формированию интереса к историческому прошлому нашего народа, связанного с обычаями, играми, забавами; способствовать развитию чувств и эмоций; способствовать развитию творческого воображения детей; формировать умение создавать собственные высказывания при анализе картины.
Оборудование : презентация, фото картин художника, видео празднования масленицы, атрибутика праздника.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие.
Публикация «Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната беседа по картине В, И, Сурикова „Взятие снежного городка“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Зима
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2.1 Историческая справка. Биография художника.
Великий русский живописец Василий Иванович Суриков родился в 1848 г. в Красноярске.
Семья принадлежала к старинному казачьему роду.
Любимым развлечением в Сибири были охота и кулачные бои. С малых лет
Суриков с отцом ходил на охоту. От матери перенял любовь к старине, к малой родине, унаследовал чувство прекрасного.
Тяга к рисованию появилась с малых лет. После смерти отца жилось
очень трудно. Талант юного художника заметил золотопромышленник П. И.
Кузнецов, который предоставил ему стипендию на обучение в академии
художников в Петербурге, которую он закончил с золотой медалью.
Переехав в Москву, В. И. Суриков делал росписи храма Христа Спасителя, изображал сцены из старинной жизни.
Просмотр презентации картин, написанных В. И. Суриковым.
«Утро стрелецкой казни»
«Боярыня Морозова»
«Переход Суворова через Альпы» и другие.
-Ребята, как вы думаете, что объединяет эти картины?
Воспитанники: Да, все эти картины объединены одним - они посвящены историческим событиям, реальным событиям и людям.
Воспитанники: Да, все эти картины объединены одним- они посвящены
Воспитатель: Вернемся к картине. Сейчас разделимся на группы и будем работать.
1 группа. Какой момент игры изобразил художник на картине? (самый главный, напряженный, кульминационный, всадник в полете, разбивает стену).
2 группа. Удалось ли художнику передать эмоции людей, какая игра. Назовите
Работа над картиной была начата в 1890г., а перед этим Суриков почти 2 года не работал – очень переживал смерть жены. Приехав в Красноярск, на родину, к детским воспоминаниям, он и написал свою самую жизнерадостную картину. Поражает также масштабность произведения. Высота картины 156 см., а ширина - 252 см., что позволяет воспринимать полотно как единый образный сюжет, как бы влиться в происходящее.
Воспитатель : Сюжетом картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» является старинная сибирская игра, в которую играли в последний день Масленицы. Масленица — традиционный славянский праздник — отмечают, как правило, в феврале-марте перед Великим постом. Праздник символизирует проводы зимы и встречу весны. Существует множество масленичных традиций: сжигание чучела Масленицы, народные забавы для детей и взрослых, катание на санях, массовые гулянья и, конечно же угощение блинами! Русский народ с радостью отмечал подобные обряды и веселые игры проводов зимы. К этому времени деревенские умельцы уже соорудили из снега массивные стены с зубцами и ворота, верх которых украшался снежными лепными фигурами людей и коней. У ворот вылепливались пушки, а позади ворот из снега делали праздничный стол со снежными бутылками и снежным угощением. Играющие делились на защитников крепости и нападающих. Особый распорядитель объезжал на коне городок, произносил шуточные стихи, посвященные масленице, и подавал знак к бою. Осаждающие стремительно бросались на приступ, а защитники крепости не давали приблизиться всадникам к стене: пугали лошадей трещотками, стегали их хворостинами и метлами. Кто прорывался сквозь защиту крепких парней, считался победителем игры. Это было праздничное развлечение, его ждали, к нему готовились, все являлись туда нарядными, радостными, полными ожидания. Особенно интересно происходившее было детям.
2.2 Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Февраль» и рассматривание картины.
-Что изображено на переднем плане картины?
-На переднем плане картины мы видим кульминационный момент игры, когда всадник разбивает стенку из снега. Мощные копыта лошади пробили крепость, и комья снега летят в разные стороны.
Особое место в торжестве взятия крепости принадлежит коню. Вы только взгляните на него.
-Лошадь темно – коричневого цвета, грива у нее черная. Глаза его распахнуты, ноздри раздуты, пасть приоткрылась. Высоко подняв передние ноги, она совершает решающий прыжок. Она полностью разделяет всеобщее веселье.
-Всадник на лошади слегка наклонился вперед, одной рукой он держит узду лошади, второй взмахивает, подбадривая ее. Всадник одет в коричневый камзол и коричневую меховую шапку. Лицо у всадника напряжено и повернуто вбок.
-Чуть ли не под копытами лошади стоит мальчик в рыжем полушубке, подпоясанном кушаком. Он сильно наклонился вбок, прячась от комков снега. У него с головы упала шапка.
-За всадником на лошади идет толпа людей. Они кричат и машут руками с ветками и палками. У них радостные лица. Особенно выделяется парень в светлом полушубке, с черным мехом. Полушубок подпоясан красным поясом. На голове у парня серая шапка.
2.3 Что изображено справа на картине?
-Справа, на картине изображены сани. На санях сидят две женщины. Они приехали посмотреть на взятие снежного городка. Сани покрыты красивым ковром, расписанным яркими цветами. Немолодая женщина наклонилась вперед и с интересом наблюдает за происходящим. На ней коричневая шуба и светлый платок, варежки у нее тоже меховые.
- Рядом, скорее всего молодая девушка в черной шубе с белым воротником. На воротник выпущена коса с красным бантом. На голове синяя шапочка, с серым мехом. Девушка отворачивается от всадника, потому что на нее летит снег из-под копыт лошади.
2.4 Что изображено слева на картине?
-Внизу, в левом углу картины, видно небольшую часть саней. Сани крестьянские, они покрыты соломой. В санях сидит мужчина в светлом полушубке. Он машет рукой всаднику на лошади.
2.5 Что изображено на заднем плане картины?
-На заднем плане художник изобразил спокойный и величественный пейзаж зимних гор. Вдали виднеются снежные холмы и необъятные российские просторы.
Воспитатель : Суриков не поскупился на яркие краски. Яркие, звучные, чистые тона, весь праздничный колорит создают картину, полную веселья.
Люди на картине в ярких и красивых нарядах. Опишем нарядные одежды людей.
-В левой части полотна стоит румяная девушка. На ней нарядная синяя шубка, на голове – яркий розовый платок, расшитый алыми цветами.
- В середине полотна, в самой гуще завязавшегося боя, мелькают то синие, то красные штаны и кушаки казаков.
-Мужчины в меховых одеждах (в бекешах) обвязанных тряпочными поясами, на головах меховые шапки.
-Даже рукавицы их – и те прошиты разными нитками!
-Валенки покрыты ручной вышивкой: на них и точки, и причудливо изогнутые линии, и даже цветы.
Однако наибольшего звучания цвет достигает в правой части полотна, где лежит на санях яркий тюменский ковёр.
И надо всем этим великолепием поднимается богато расписанная лошадиная дуга с привязанными к ней позолоченными колокольцами.
- Суриков особенно детально изобразил снег — видны следы от саней, крепость разлетается на снежные кусочки. Все это позволяет передать атмосферу игры. Суриков изобразил смешение людей различных сословий и статусов. Это и крестьяне, и барские особы. Всё это находит отражение в ярких и красных платках женщин, в дорогих полушубках, в расписных и шитых золотом коврах на санках.
Однако сам художник говорил:
"Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодежи".
Суриков всегда любил собирать на своих картинах множество персонажей, наделяя каждого своим характером. Он придавал большое значение одежде, позе, выражению лица. Для этой картины он сделал много эскизов портретов своих знакомых в Красноярске, на своей родине, где работал над этой картиной. На картине изображено немало его знакомых. Например, мужчина на санках, покрытых ярким ковром, это его брат Александр.
2.6 Какие эмоции у людей, какая игра?
- Картина передает праздничную атмосферу, не смотря на различие сословий, люди объединились в той игре, все смеются, радуются и веселятся, провожая зиму, ведь душа русского человека всегда требует шума и настроения.
2.7 Какое настроение у вас вызывает картина?
-Я смотрю на эту картину и чувствую её морозный воздух.
Кажется, что сейчас и к нам прилетят эти комки снега. Всё это завораживает и поднимает настроение.
- Когда я смотрю на эту картину, у меня тоже создается радостное, праздничное настроение, потому что художнику очень хорошо удалось передать на своей картине атмосферу праздника.
3. Просмотр видео взятия снежного городка.
Воспитатель : А вам знакома такая игра? И какие вам известны зимние забавы?
Воспитанники - Именно такая игра нам не знакома, но мы с ребятами
играем в снежки.
А еще нам нравится в нашей школе праздник «масленица»;
где все веселятся, водят хороводы, наряжают чучело, едят блины, поют песни.
- на масленицу собираются все вместе, торжественно сжигают масленицу, а пепел рассыпают по полю, для хорошего урожая на следующий год.
-Если все дни Масленицы веселые и озорные, то последний день – «Прощённое воскресенье» еще и очень серьезный. Люди просят друг у друга прощения за нанесенные вольные и невольные обиды. Ведь иногда один человек может обидеть другого невольно, т. е. нечаянно, не желая того.
А если кто - то у вас попросит прощения, надо обязательно простить. Человеку всегда необходимо признавать свои ошибки и приносить
извинения.
4. Просмотр слайдов празднования масленицы в нашей школе и в станице.
5. Поговорки про масленицу, их значение.(Объясняют воспитанники)
«Не всё коту масленица, а будет и Великий Пост»
Всё хорошее когда-нибудь кончается, за праздниками приходят будни, как за Масленицей приходят почти два месяца сурового Великого поста.
«Хоть себя заложи, а Масленицу проводи»
Масленицу отмечали в деревнях и городах, причем празднование считалось обязательным.
«Масленица объедуха, деньгам прибируха»
Праздник масленицы отмечается неделю. Это время шумного гулянья – объедание, игры, пляски – это требует денег.
«Не житье, а Масленица»
Значит, люди живут благополучной и сладкой жизнью, как на празднике Масленицы.
«Как на Масленой неделе в потолок блины летели»
Блин – символ Масленицы – такой же круглый и горячий, как солнышко, которого всем нам так не хватало холодной зимой. Как хочется, что скорей оно стало над нами тёплым и добрым.
«Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло»
Веселитесь, гуляйте, много ешьте на Масленицу. Пусть испачкаетесь от жирных блинов и начинки, но останетесь сытыми и довольными.
«Отдадим почтенье на Сырной,в воскресенье»
Шесть дней на Масленицу гуляй и веселись, а в воскресенье успокойся и попроси прощения у всех, кого обидел.
Картина Сурикова Взятие снежного городка находится в Русском музее в Петербурге, размер полотна 156 на 282 см
Полотно было показано в Санкт – Петербурге, где произвела небывалый для картин Сурикова фурор, а на выставке в Париже художник получил именную медаль. Сам художник так сказал о своей картине: «Встряхнулся и тогда от драм к большой жизнерадостности перешел».
А в Красноярске у Дома-музея Сурикова открылся памятник гениальному живописцу. Воздвигнут он на средства города и Российской академии художеств.
6. Подведение итогов.
-С какой картиной мы познакомились?
-С какой целью автор задумал картину?
-Картина «Взятие снежного городка» оказывает на зрителя воспитательное значение. Она воспитывает интерес к истории, любовь к национальной культуре, развитие здорового образа жизни, соблюдение русских традиций и обычаев, передаваемых из поколения в поколение, дух единства и борьбы, патриотизм. Ведь, рассматривая картину, мы видим, как люди чтят традиции своих предков.
-Автор изобразил на картине многовековые казацкие традиции, а так же свои чувства, связанные с ними, тем самым наглядно показав борьбу, происходящую не только в игре, но и в своем внутреннем мире.
-Эта борьба воспитывает в нас стремление к переменам, достижению новых целей, стремление пересилить себя, стать лучше, побеждать и никогда не унывать.
Воспитатель: Сегодня очень хотелось бы погрузиться в ту атмосферу настоящего беззаботного праздника. Поэтому не стоит забывать традиций своего народа, особенно таких приятных.