Светлана Панченко
Внеклассное мероприятие по химии «Звездный час»
Тип занятия: урок.
Вид урока: урок - игра.
Цели: способствовать формированию интереса к химии, развивать творческие способности, создавать условия для самовыражения.
Оформление: плакат с названием «Звёздный час», на доске звёзды, презентация, компьютер, мульти-медиа.
Выбирается 5 игроков. Зрители делятся на 5 групп поддержки. Помощники – два человека. В перерывах между конкурсами – задания для групп поддержки.
«Звёздный час» ведут - преподаватель и помощницы.
Ход игры.
Вступление:
Помощница:
Весь мир большой –
От А до Я,
Публикация «Внеклассное мероприятие по химии „Звездный час“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Земля и небо, ты и я,
Трава, песок и снегопад,
И ядер атомный распад,
И Солнца свет,
И блеск луны
В природе нашей заключены.
И сложность в ней,
И простота,
Вселенной нашей красота.
И в каждой клетке и везде:
Что? Почему? Зачем? И где?
Преподаватель:
Тысячи неразгаданных тайн таит в себе наука, и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы.
Академик Несмеянов А. Н.
Здравствуйте.
Сегодня мы проведём турнир эрудитов «Звёздный час». Он заключается в пополнении банка ваших знаний, а также в их проверке. Девиз игры: «Учись! Знай! Умей!»
Разрешите представить жюри (представление жюри).
Помошница:
Жюри, позвольте обратиться,
Сегодня вместе нам трудиться.
Задача ваша непроста,
Она достойна уваженья,
Оценивать турнир – сражение.
Преподаватель: наши конкурсанты – Эрудиты (представление участников).
Помошница:
Ну что ж, друзья, не унывайте,
Всё впереди у вас пока.
Дерзайте, думайте, старайтесь,
Чтоб победить наверняка.
Преподаватель: у каждого конкурсанта группа поддержки, им также будут даваться задания. Правильные ответы принесут дополнительные баллы участникам.
Помошница:
Группы поддержки предупреждаем,
Что встреча будет горяча!
И вам от всей души желаем
Болеть без вызова врача.
Преподаватель: итак, первый тур: «Угадай металл».
(пока преподаватель объявляет правила, помощница раздаёт задания группам поддержки).
Задания группам поддержки:
Придумайте слово, имеющие отношения к химии, начинающиеся на букву О
Придумайте слово, имеющие отношения к химии, начинающиеся на букву Д
Придумайте слово, имеющие отношения к химии, начинающиеся на букву Э
Придумайте слово, имеющие отношения к химии, начинающиеся на букву В
Придумайте слово, имеющие отношения к химии, начинающиеся на букву Х
У каждого участника таблички с символами AL, AU, Pв, Fe, W, Ca, Cu.
Помощница задаёт вопросы. Ответы комментирует преподаватель.
После вопроса участники поднимают табличку с символом элемента.
Ему не страшно окисление,
Пластичностью не превзойден,
В кислоте без растворенья
Может содержаться он.
Что бы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он Может только растворяться
В,царской водке'' целиком.
В тринадцатой квартире Живу, известный в мире
Как проводник прекрасный, Пластичен, серебрист.
Я мягкий, мягкий, ковкий, Сверкаю в упаковке, Обернуты конфеты
Блестящею фольгой,
Для плиток шоколада Меня немало надо,
А раньше был я очень дорогой.
Этот металл был известен человеку еще 3-4 тыс. лет до н. э. Одно из «семи чудес света» - висячие сады Семирамиды - орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных из этого металла. Этот металл используется для получения типографских сплавов, сплавов для изготовления пуль и дроби.
О каком элементе идет речь: «Трудно по всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества».
Преподаватель: а теперь заслушаем группы поддержки, каждое правильно названное слово принесет участнику один балл.
Жюри ведёт учёт набранным баллам. Участник, набравший меньше всех баллов в I туре, выбывает из игры.
Преподаватель: II тур «Высказывания Великих».
Помощница раздает карточки – задания группам поддержки:
Я - газ, простое вещество,
Двузначен номер мой.
Слог первый – это божество,
Река – вот слог второй.
Первый мой слог означает крушение,
Крохотен слог мой второй.
Рождаюсь я только в земных растениях.
Отгадайте – ка, кто я такой?
Я - металл, меня ты знаешь,
Мощь огромная во мне.
Но если «б» ко мне подставишь,
То землю скрою в тёмной мгле.
Корабли меня обходят,
Знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменят,
То в металл я превращусь.
В свободном виде он всех убивает.
Если соединить, то в еду добавляют.
Но если в слове мы «Л» зачеркнём,
То дружно со всеми песню споём.
Затем задания 4-м участникам.
Преподаватель: перед вами карточки с именами ученых - Дмитрий Иванович Менделеев, Михаил Васильевич Ломоносов, Сергей Васильевич Лебедев, Антуан Лавуазье, Владимир Иванович Вернадский, Александр Порфирьевич Бородин, после вопроса участники поднимите табличку с именем ученого (кому из них принадлежат слова) «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает».
Этого ученого называли Ломоносовым ХХ века. Он писал: «Круговорот химических элементов невозможен был бы без живых организмов». Как фамилия этого ученого?
Преподаватель: группы поддержки сумели ли вы разгадать загадки? Ответы групп поддержки. Жюри посчитывает баллы. Участник, набравший меньшее количество баллов, выбывает из игры. Остаётся три участника.
Преподаватель: III тур «Конкурс дальше – дальше».
Помощница раздает задания группам поддержки:
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
1. Не все то аурум, что блестит
2. Феррумный характер.
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
1. Белый как карбонат кальция.
2. За купрумный грош удавился.
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
1. Много «аш – два – о» утекло.
2. Слово – аргентум, а молчание аурум.
Преподаватель: не задумываясь ответьте на вопросы, каждому участнику по пять вопросов.
1-й. участник:
Самый тугоплавкий металл (вольфрам).
Жидкость жизни (вода).
Связь между ионами (ионная).
Открыл закон сохранения массы вещества (М. В. Ломоносов).
Число которое пишется перед формулой (коэффициент).
2-й участник:
Наиболее активный неметалл (фтор).
Жидкий металл (ртуть).
Кто составил периодическую таблицу? (Д. И Менделеев).
Я и уголь, и алмаз, и графит, и карандаш (углерод).
Вещество, которое может находиться сразу в трех состояниях (вода).
3-й участник:
Самый распространенный элемент на Земле (кислород).
Вещество ускоряющие реакцию (катализатор).
Количество вещества измеряется….(молях).
S-облако имеет форму ….(шара).
Используют во время тушения пожаров в пенных огнетушителях (углекислый газ). Преподаватель: следующее задание «Угадайте газ».
Перед вами на карточках названия различных газов: аргон, хлор, фтор, азот, углекислый газ, сероводород. О каких газах пойдет речь? (поднимайте карточки).
22 апреля 1915 года мир узнал о новом виде оружия – химическом. Вблизи города Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 тонн этого газа. Армия Антанты за несколько минут потеряла 5000 солдат. О каком газе идет речь?
Жил был кислород. И был он таким сильным, что с кем ни встретится, сразу окисляет. Назвали кислород окислителем. Ходит кислород по таблице Менделеева и со всеми в реакции вступает. Стал он хвастливым, заносчивым, решил, что нет в химическом мире никого сильнее его. Да ошибся. Есть, оказывается, в таблице элемент посильнее его. Что это за вещество?
Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78%.
Этот газ встречается в вулканических газах, растворен в водах минеральных источников, имеет неприятный запах тухлых яиц.
Газ, о котором идет речь, бесцветен, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его можно превратить в сухой лед. Он используется в огнетушителях.
Преподаватель: группа поддержки сумела ли разгадать пословицы? За каждый правильный ответ один балл.
Жюри подсчитывает баллы. Выбывает ещё один участник и остаётся два человека.
Преподаватель: IV тур «Черный ящик» - вы должны угадать какое вещество находится в нем.
Помощница раздает задания группам поддержки:
Название какого химического элемента входило в состав названия сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер?
Название какого химического элемента происходит от название страны, занимающей второе место по численности население в мире?
Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение-это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные. Это вещество вы можете пощупать руками, понюхать и даже попробовать на вкус, чтобы проверить правильность ответа.
Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов – китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки – ладан, в Китае – корень женьшеня. Основа современной подобной продукции – млечный сок некоторых южных деревьев, остальное – добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африки- мускуса, Востока – хризантемы, розы и сирени, Европы – мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает большие проблемы при уборке помещений. Какая это продукция?
Помощница раздает задания группам поддержки:
К розданным словам необходимо добавить несколько букв, чтобы получить название металла: ребро, лото, маг, ель.
К розданным словам необходимо добавить несколько букв, чтобы получить название металла: тут, тина рад, бар.
Преподаватель: следующий конкурс, уважаемые Эрудиты перед вами на столе находятся реактивы. Получите, используя выданные вам вещества, осадок белого цвета – химические опыты.
Помощница раздает задания группам поддержки:
«Кот в мешке» (пантомима)
Покажите, что произойдет в случае неправильного обращения со спиртовкой.
Покажите, что произойдет в случае неправильного определения запаха вещества-газа.
Преподаватель: а теперь следующее испытание – кто быстрее соберет модель молекулы. (Конкурсанты собирают модель молекулы этилового спирта).
Жюри подсчитывает баллы. Объявление победителя.
Вопросы зрителям.
Назовите металл, вызывающий «лихорадку» (золото).
Какую водку не будет пить даже самый горький пьяница? (царскую).
Какой сахар нельзя есть? (свинцовая соль).
Какое молоко нельзя пить? (известковое).
Посмеемся вместе и исправим:
Хлор действует на органы удушья (органы дыхания). Платина может производить католическое действие (каталитическое).
Кислород используется в лётном деле, им наполняются авиаторы (используются кислородные маски для пилотов).
Магнитный железняк-это железо с магнитом (это руда).
В Эстонии богатые залежи горючих исландцев (горючие сланцы).
Литература:
1. Дмитриенко Э. Б. Предметная неделя химии в школе – Ростов н\Д. : Феникс, 2007.
2. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Настольная книга учителя – М. : Дрофа, 2003.
3. Гаврусенко Н. П. Химические викторины –Минск : Издательство «Народная Асвета», 1972.
4. Хомченко И. Г. Общая химия – М. : ООО «Издательство Новая Волна», 2005.