Татьяна Джукич
Внедрение современных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях для учащихся c ОВЗ школ VIII вида
▼ Скачать
Авторы методической разработки Джукич Т. Г. и Смирнова А. Ю.
Диагностика и коррекция нарушений речи у детей с ОВЗ имеет трудности из-за сложности этого заболевания. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности.
Публикация «Внедрение современных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях для учащихся c ОВЗ школ VIII вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
К специфическим закономерностям развития речи у детей при ДЦП относятся, прежде всего, проблемы в формировании артикуляции, лексико-грамматические нарушения, связанные с сенсомоторной недостаточностью. Важнейшим фактором в развитии речи являются моторные проблемы, которые влияют на развитие общения и деятельность ребенка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости при ДЦП.
Необходимость в общении не является врожденной, а формируется прижизненно. Процесс формирования речи и коррекции психофизического и личностного развития детей с церебральным параличом с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью может быть решен сегодня только в рамках междисциплинарного подхода и внедрения современных педагогических технологий.
В процессе исследования нарушений психофизического развития учащихся с ОВЗ можно выделить четыре аспекта.
1. Клинический аспект. Тяжёлые расстройства речи являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением ЦНС. Наиболее частое из них синдром ДЦП. (Т. Г. Визель стр. 168).
2. Психологический аспект – направлен на изучение состояния и развития психических процессов учащегося.
3. Педагогический аспект – направлен на изучение уровня речевого развития детей, определение оптимальных условий для коррекции недостатков их познавательной и речевой деятельности, а так же разработка способов педагогического влияния на учащихся.
4. Социологический аспект – рассматривает место учащегося в обществе и его поведение в различных жизненных ситуациях.
Сейчас сложился такой подход к обучению учащихся, который нацелен на коррекцию и развитие с учетом возможностей, типологических и индивидуальных особенностей школьников.
Этот подход имеет статус коррекционно-развивающего обучения школьников.
Чем больше выражено расстройство психической деятельности у ребенка, тем более индивидуальна система его коммуникации.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые могут только компенсироваться.
У учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с выраженной общей моторной недостаточностью, нарушением развития мелкой моторики пальцев рук и нарушениями артикуляционной моторики, необходимо в первую очередь развивать способность к пониманию и восприятию речи. Развивать общение нужно с учетом индивидуальных особенностей и психомоторного состояния. Необходимо как можно раньше начинать обучать учащегося использовать паралингвистические средства общения. Чтобы освоить альтернативное общение, учащийся должен, прежде всего, приобрести способность выражать свои потребности. Самым элементарным и доступным, даже для обездвиженного ребенка, является показ согласия или отрицания с помощью движений глаз или каких-то минимальных доступных этому ребенку других движений.
Общение посредством взгляда вырабатывается у детей на самых ранних стадиях развития. Младенцы в три-четыре месяца (ШТЕРН 1974) способны контактировать с окружающими посредством взгляда.
Учащийся может задержать взгляд на предмете, указать взглядом на желаемый предмет и дать понять им, чтобы ему этот предмет дали. Взгляд является первичным средством обмена информацией.
При формировании общения посредством взгляда используются различные приспособления, подставки, экран компьютера и др. так называемые коммуникационные доски для размещения предметов, картинок, карточек со словами и др., расположенных на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы можно было определить, на какой именно объект направлен взгляд. После чего учащийся переводит взгляд на взрослого и дает утвердительный или отрицательный ответ, путем отведения взгляда или опускания глазных век. Это позволяет принимать и передавать сообщения посредством взгляда. («ДА» «НЕТ»)
Используя различные средства коммуникации: экспрессивно-мимические (взгляд, мимика, жесты, вокализация, ситуативно-личностные, ситуативно-деловые при которых широко используются предметные действия. Для установления коммуникативного общения целесообразно использовать язык мимики и жестов, т. е. способности с помощью движения (не обязательно руки) выражать свою потребность и отвечать на вопросы. Язык звуков основан на выражении различного значения с помощью изменения интонации при произнесении в основном гласных звуков. Такой прием используется и в обычной речи - звук «О», «АХ» может выражать восторг, удивление, настороженность и т. п.
Письменная речь была одной из первых в обучении не говорящих людей. Усвоение письменной речи основано на зрительном восприятии, памяти, внимании, на представлении о том, что окружающее может иметь обозначение, ярлыки.
Несформированность письма может стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на психическое, речевое развитие ребенка, формирование его личности.
Для овладения учащимися системой общения при помощи письменной речи требуется создать необходимые предпосылки. Возможность к коммуникации письменной речью и положительный эмоциональный фон активизируют потребность в общении таким образом.
Первоначально с учащимися использовались пиктограммы, замещающие слова,для количественного и качественного формирования пассивного словарного запаса учащегося.
Коммуникационные, или лингвистические, доски разрабатываются индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических, интеллектуальных возможностей ребенка и его коммуникативных потребностей. Использовать их нужно после закрепления умения соотносить конкретный предмет с его названием и изображением.
Первые доски включают небольшое количество достаточно крупных реалистических цветных изображений или фотографий. Важным компонентом работы с коммуникационными досками является постоянное создание ситуаций общения, мотивации к общению, положительных эмоций, связанных с общением. Эта работа должна быть направлена не только на обучение речи, но и на эмоциональное, познавательное, социальное развитие ребенка.
Работа с коммуникативными досками не происходит в молчании. Целесообразно использовать инструкции, регулирующие выбор картинки или предмета. Все, что показывает учащийся, называет тот человек, который с ним общается. Часто учащийся пытается произносить в это время отдельные звуки или «слова-обозначения». Следует часто менять задания и варьировать реплики, обращенные взрослым к учащемуся. Надо обязательно использовать «неправильные вопросы». Надо целенаправленно добиваться от учащихся употребления «Да» или «Нет» (любого отрицательного жеста руками, головой, глазами и др.) Использовать фразы «законченные» и «незаконченные», которые ребенок может утвердить «своим ответом» или закончить используя изображение или запись нужного слова, используя свои знания о свойствах окружающих предметов и действиях, наиболее часто выполняемых с ними. Задания надо подбирать индивидуально для каждого учащегося, оценивая у него: состояние слухового и зрительного внимания; состояний общей моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками; наличие жестово-мимических средств общения; самостоятельную речевую продукцию.
По мере освоения навыков работы с доской содержание ее меняется. Возрастает количество картинок и сокращается их размер. Необходимо добавлять картинки, изображающие различные части речи.
Следующим этапом в работе с коммуникационными досками являются добавления подписей к картинкам, что способствует усвоению чтения. Одновременно осуществляется постепенный переход к более абстрактным, схематичным изображениям. Наряду с отдельными словами должны быть фразы.
Далее можно попробовать постепенно убирать изображения, оставляя лишь подписи к ним.
При накоплении первоначального словаря путем показа слов на доске становится возможным обучение учащегося составлению предложений. При этом, применяется система коммуникативных упражнений, используемых при обучении школьников построению предложений и текста (Ю. А. Круглова., Г. В. Савельева). Общение с помощью кассы букв, клавиатуры, и компьютера является основой для овладения письменной речью. Именно овладение письменной речью, рассматривается, как одно из основных новообразований у детей школьного возраста (Л. С. Выготский. С. Л Рубенштейн). Это оказывает положительное влияние на речевое развитие и возможности общение.
Коммуникативную доску нужно разделить на столбцы соответственно используемым членам предложения и далее обучать ребенка выражать свои мысли посредством показа ряда изображений. При этом допускается комбинации напечатанных слов и изображений, особенно на начальных этапах. Параллельно даются буквы для составления слов. Буквы в кармашках кассы нужно расположить не в алфавитном порядке, а так, как это представ-лено на клавиатуре компьютера.
Для осуществления коррекционного обучения определены следующие задачи:
Развитие восприятия и понимания речи (вызывать наглядно-практические ассоциации, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, которые развивают коммуникативное общение с учащимся).
Воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.
Уточнять и расширять запас конкретных представлений учащегося.
Формировать обобщающие понятия.
Формировать практические навыки словообразования и словоизменения.
Формировать умения понимать, и употреблять в письменной речи простые
распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
(с использованием коммуникативных упражнений)
Развивать фонематический слух и восприятие.
Формировать навыки звукового синтеза и анализ.
Развивать графические навыки.
На основе сформированных навыков использования различных типов предложений вырабатывать умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ описание (Конструирование по образцам).
Для развития общения учащегося все задания выполняются с речевым сопровождением взрослого.
Весь процесс обучения имеет четкую коммуникативную направленность.
Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить учащихся применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности с использованием компьютерных технологий.