Получи документы

Внедрение метода Далькроза в музыкальную образовательную деятельность ДОУ

Вера Ташкина
Внедрение метода Далькроза в музыкальную образовательную деятельность ДОУ
▼ Скачать

Современные образовательные стандарты, представленные ФОП и ФГОС ДО, направлены на всестороннее развитие дошкольников и включают задачи по обеспечению их физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. Метод Далькроза, основанный на интеграции музыки и движения, соответствует требованиям комплексного подхода и предоставляет уникальные возможности для развития детской креативности, координации и музыкального слуха. Внедрение этой методики в музыкальные занятия в ДОУ способствует формированию у детей чувствительности к ритму и музыкальности, улучшению координации и физической активности, а также укреплению эмоциональной устойчивости.

Обзор Литературы

Метод Далькроза был разработан швейцарским педагогом и композитором Эмилем Жаком-Далькрозом в начале XX века и представляет собой подход, основанный на музыкально-ритмических упражнениях. Исследования показывают, что данный метод положительно влияет на развитие музыкального слуха, ритмичности и общей моторики у детей дошкольного возраста. Современные исследователи, такие как Г. Цукерман и Н. Печникова, отмечают, что использование метода Далькроза особенно эффективно в системе дошкольного образования благодаря его интегративному характеру и возможностям для индивидуализации учебного процесса.

Методология Исследования

Исследование проводилось на базе БДОУ «Детский сад № 13 г. Тары» в период с января по март 2024 года. В исследовании участвовало 50 детей в возрасте 3 до 7 лет. Для оценки эффективности метода Далькроза применялись следующие критерии:

1. Музыкальные навыки: Развитие ритмичности, музыкального слуха и чувство темпа.

2. Физическая активность: Координация движений, общая и мелкая моторика.

3. Эмоциональное благополучие: Повышение уверенности в себе и способность к самовыражению.

4. Соответствие требованиям ФОП и ФГОС ДО: Анализ интеграции программы занятий с методикой Далькроза в образовательный процесс.

Методами исследования были наблюдение, анкетирование воспитателей, а также тестирование детей до и после внедрения метода Далькроза.

Результаты Исследования

1. Развитие музыкальных и ритмических навыков

Анализ результатов тестирования показал, что после трех месяцев занятий с использованием метода Далькроза у детей существенно улучшились навыки ритмичности и музыкального слуха. Более 85% участников стали точнее повторять ритмические рисунки и продемонстрировали уверенное восприятие музыкальных фраз. Метод Далькроза позволил детям развить понимание музыкальных структур через движения, что соответствует задачам, определенным ФГОС ДО по формированию музыкально-эстетических навыков у дошкольников.

2. Физическая активность и координация движений

Метод Далькроза, объединяющий музыку и физические движения, способствовал улучшению координации и укреплению физической активности детей. Во время ритмических упражнений дети осваивали синхронизацию движений с музыкой, что привело к улучшению общей и мелкой моторики у 78% участников. Данные изменения соответствуют стандартам ФОП и ФГОС ДО, требующим создания условий для активного физического развития детей.

3. Эмоциональное благополучие и самовыражение

Результаты наблюдений показали, что у детей повысилось эмоциональное благополучие. Импровизация в движениях и свобода самовыражения через музыку помогли детям стать более уверенными, снизили уровень тревожности и улучшили способность к саморегуляции. На основании анкетирования воспитателей было выявлено, что 82% детей стали более активными и уверенными в себе, что свидетельствует о высокой эффективности метода в эмоционально-личностном развитии дошкольников.

4. Соответствие требованиям ФОП и ФГОС ДО

Программа, построенная по методу Далькроза, полностью соответствует требованиям ФГОС ДО в части, касающейся комплексного подхода к развитию ребенка. Методика позволяет организовать образовательное пространство, способствующее реализации всех образовательных областей, заявленных в ФОП и ФГОС ДО. Музыкальные занятия, построенные по принципам Далькроза, объединяют двигательные и когнитивные аспекты, что обеспечивает целостное развитие детей.

Дискуссия и Обсуждение

Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности внедрения метода Далькроза в образовательную деятельность по музыке в ДОУ. Основные преимущества методики включают стимулирование комплексного развития, содействие физической активности и улучшение эмоционального состояния детей. Метод Далькроза обеспечивает разнообразие ритмических и музыкальных заданий, что способствует поддержанию интереса у детей и мотивации к занятиям.

Тем не менее, одним из ограничений методики является необходимость наличия музыкально-подготовленного педагога. Для успешной реализации программы требуется специальная подготовка воспитателей и музыкальных руководителей. Рекомендуется также адаптировать программу в зависимости от индивидуальных особенностей детей и обеспечивать необходимую материально-техническую базу.

Рекомендации по внедрению метода Далькроза в образовательную деятельность ДОУ

1. Подготовка педагогов: Рекомендуется организация тренингов и курсов для педагогов, чтобы обеспечить правильное применение метода Далькроза.

2. Обогащение среды: Оснащение музыкальных залов ДОУ аудио- и видеотехникой, а также музыкальными инструментами для создания условий для занятий.

3. Интеграция с другими образовательными направлениями: Важно использовать методику в рамках других образовательных областей, таких как художественное творчество и физическое развитие, для усиления образовательного эффекта.

Заключение

Метод Далькроза представляет собой инновационную и эффективную методику для образовательной деятельности по музыке в ДОУ, которая полностью соответствует современным стандартам ФОП и ФГОС ДО. Исследование показало, что занятия по методике Далькроза способствуют гармоничному физическому и эмоциональному развитию детей, а также повышают их музыкальную грамотность и самовыражение. Применение данного метода помогает создать условия для активного и радостного обучения, стимулируя всестороннее развитие детей.

Литература

1. Федеральный образовательный план для дошкольных образовательных учреждений: утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 27 ноября 2023 г. № 1444.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М. : Педагогика, 1983.

3. Цукерман, Г. А. Ритмическое воспитание в дошкольном возрасте: проблемы и перспективы. — М. : Академия, 2019.

4. Далькроз, Э. Ж. Ритмическая гимнастика и развитие музыки. — СПб. : Когито-Центр, 2016.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу»Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу» Ежегодно воспитанники нашего детского сада ходят на различные экскурсии. В апреле месяце мы посетили Зеленогорскую музыкальную школу, где.

Фотоотчет о квест-игре «Путешествие в Музыкальную страну»Фотоотчет о квест-игре «Путешествие в Музыкальную страну» На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу для детей подготовительной группы»Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу для детей подготовительной группы» Экскурсии в музыкальную школу давно стали доброй традицией в детском саду. Вот и ребята нашей группы были приглашены на концерт, который.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Внедрение метода Далькроза в музыкальную образовательную деятельность ДОУ
Опубликовано: 8 ноября 2024 в 07:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение метода Далькроза в музыкальную образовательную деятельность ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ташкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД