Вера Ташкина
Внедрение метода Далькроза в музыкальную образовательную деятельность ДОУ
▼ Скачать
Современные образовательные стандарты, представленные ФОП и ФГОС ДО, направлены на всестороннее развитие дошкольников и включают задачи по обеспечению их физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. Метод Далькроза, основанный на интеграции музыки и движения, соответствует требованиям комплексного подхода и предоставляет уникальные возможности для развития детской креативности, координации и музыкального слуха. Внедрение этой методики в музыкальные занятия в ДОУ способствует формированию у детей чувствительности к ритму и музыкальности, улучшению координации и физической активности, а также укреплению эмоциональной устойчивости.
Обзор Литературы
Метод Далькроза был разработан швейцарским педагогом и композитором Эмилем Жаком-Далькрозом в начале XX века и представляет собой подход, основанный на музыкально-ритмических упражнениях. Исследования показывают, что данный метод положительно влияет на развитие музыкального слуха, ритмичности и общей моторики у детей дошкольного возраста. Современные исследователи, такие как Г. Цукерман и Н. Печникова, отмечают, что использование метода Далькроза особенно эффективно в системе дошкольного образования благодаря его интегративному характеру и возможностям для индивидуализации учебного процесса.
Методология Исследования
Исследование проводилось на базе БДОУ «Детский сад № 13 г. Тары» в период с января по март 2024 года. В исследовании участвовало 50 детей в возрасте 3 до 7 лет. Для оценки эффективности метода Далькроза применялись следующие критерии:
1. Музыкальные навыки: Развитие ритмичности, музыкального слуха и чувство темпа.
2. Физическая активность: Координация движений, общая и мелкая моторика.
3. Эмоциональное благополучие: Повышение уверенности в себе и способность к самовыражению.
4. Соответствие требованиям ФОП и ФГОС ДО: Анализ интеграции программы занятий с методикой Далькроза в образовательный процесс.
Методами исследования были наблюдение, анкетирование воспитателей, а также тестирование детей до и после внедрения метода Далькроза.
Результаты Исследования
1. Развитие музыкальных и ритмических навыков
Анализ результатов тестирования показал, что после трех месяцев занятий с использованием метода Далькроза у детей существенно улучшились навыки ритмичности и музыкального слуха. Более 85% участников стали точнее повторять ритмические рисунки и продемонстрировали уверенное восприятие музыкальных фраз. Метод Далькроза позволил детям развить понимание музыкальных структур через движения, что соответствует задачам, определенным ФГОС ДО по формированию музыкально-эстетических навыков у дошкольников.
2. Физическая активность и координация движений
Метод Далькроза, объединяющий музыку и физические движения, способствовал улучшению координации и укреплению физической активности детей. Во время ритмических упражнений дети осваивали синхронизацию движений с музыкой, что привело к улучшению общей и мелкой моторики у 78% участников. Данные изменения соответствуют стандартам ФОП и ФГОС ДО, требующим создания условий для активного физического развития детей.
3. Эмоциональное благополучие и самовыражение
Результаты наблюдений показали, что у детей повысилось эмоциональное благополучие. Импровизация в движениях и свобода самовыражения через музыку помогли детям стать более уверенными, снизили уровень тревожности и улучшили способность к саморегуляции. На основании анкетирования воспитателей было выявлено, что 82% детей стали более активными и уверенными в себе, что свидетельствует о высокой эффективности метода в эмоционально-личностном развитии дошкольников.
4. Соответствие требованиям ФОП и ФГОС ДО
Программа, построенная по методу Далькроза, полностью соответствует требованиям ФГОС ДО в части, касающейся комплексного подхода к развитию ребенка. Методика позволяет организовать образовательное пространство, способствующее реализации всех образовательных областей, заявленных в ФОП и ФГОС ДО. Музыкальные занятия, построенные по принципам Далькроза, объединяют двигательные и когнитивные аспекты, что обеспечивает целостное развитие детей.
Дискуссия и Обсуждение
Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности внедрения метода Далькроза в образовательную деятельность по музыке в ДОУ. Основные преимущества методики включают стимулирование комплексного развития, содействие физической активности и улучшение эмоционального состояния детей. Метод Далькроза обеспечивает разнообразие ритмических и музыкальных заданий, что способствует поддержанию интереса у детей и мотивации к занятиям.
Тем не менее, одним из ограничений методики является необходимость наличия музыкально-подготовленного педагога. Для успешной реализации программы требуется специальная подготовка воспитателей и музыкальных руководителей. Рекомендуется также адаптировать программу в зависимости от индивидуальных особенностей детей и обеспечивать необходимую материально-техническую базу.
Рекомендации по внедрению метода Далькроза в образовательную деятельность ДОУ
1. Подготовка педагогов: Рекомендуется организация тренингов и курсов для педагогов, чтобы обеспечить правильное применение метода Далькроза.
2. Обогащение среды: Оснащение музыкальных залов ДОУ аудио- и видеотехникой, а также музыкальными инструментами для создания условий для занятий.
3. Интеграция с другими образовательными направлениями: Важно использовать методику в рамках других образовательных областей, таких как художественное творчество и физическое развитие, для усиления образовательного эффекта.
Заключение
Метод Далькроза представляет собой инновационную и эффективную методику для образовательной деятельности по музыке в ДОУ, которая полностью соответствует современным стандартам ФОП и ФГОС ДО. Исследование показало, что занятия по методике Далькроза способствуют гармоничному физическому и эмоциональному развитию детей, а также повышают их музыкальную грамотность и самовыражение. Применение данного метода помогает создать условия для активного и радостного обучения, стимулируя всестороннее развитие детей.
Литература
1. Федеральный образовательный план для дошкольных образовательных учреждений: утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 27 ноября 2023 г. № 1444.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М. : Педагогика, 1983.
3. Цукерман, Г. А. Ритмическое воспитание в дошкольном возрасте: проблемы и перспективы. — М. : Академия, 2019.
4. Далькроз, Э. Ж. Ритмическая гимнастика и развитие музыки. — СПб. : Когито-Центр, 2016.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.