Ирина Ефремова
Влияние занятий плаванием на организм ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Учебный процесс занимает длительные сроки, но достаточно еще высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально у детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в воде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Практика показывает, что дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении. Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры в воде и развлечения с водой — один из самых полезных видов упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше мы будем приучать ребенка к воде, научим его плавать, тем положительней будет воздействие плавания на развитие организма ребенка. Ведь плаванием можно заниматься чуть ли не с рождения. Возникшее более 20 лет тому назад движение под девизом «Плавать раньше, чем ходить» стало популярным во всем мире. И в тоже время многие дети и взрослые в нашей стране или не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть плавают без пользы для здоровья. Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышают работоспособность. Дальше приведу комплекс игровых упражнений, с помощью которых обеспечивается обучение основным двигательным навыкам:Приемы «Надень шляпу», «Поднырни и вырасти» направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Детям предлагаю надеть на голову плавающее на поверхности резиновое кольцо или надувной круг, поднырнув под него, то есть изобразить например выросший гриб или надетую на голову шляпу.
Публикация «Влияние занятий плаванием на организм ребенка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети должны усвоить, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом. Чтобы убедиться, предлагаю присесть в воду (надуть шар) и после выдоха (шар лопнул).
Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей среды. По методике Т. И. Осокиной упражнение выполняется следующим образом: «Лежать, упираясь на руки, держа голову над водой и вытянув ноги. Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». Я предлагаю деткам другой вариант выполнения этого упражнения. Ребенку удобнее вытянуть руки вперед, а не к бедрам, так он может сразу найти опору, если захочет встать. Во время выполнения упражнения добиваюсь правильного дыхания-чередования короткого вдоха и медленного выдоха Прием «Стрела» использую для того, чтобы лежать на большой глубине. Дети зацепляются за бортик руками, ложатся в положение «стрела», разжимают кисти и в такой позе немного лежат. Затем уже переходим к скольжению в положении «стрела».
Прием «Носик и животик вверх» помогает научится лежать на спине. С помощью нудолса дети ложатся на спину, пытаясь расслабиться и спокойно полежать, не прижимая подбородок к груди.
Прием «Привет» использую для обучения скольжению. Чтобы ребенок мог ощутить продвижение в воде, я использую традиционные упражнения с буксировкой, а также проныривание в вертикально стоящие обручи или тонущие дуги. Проныривая под воротиками (дугой, ребенок протягивает руку другому ребенку для рукопожатия (Привет, тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно до остановки.
Также учу детей прыжкам ногами вниз
Прием «Солдатик» предполагает прыжок в обруч, лежащий на поверхности воды.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей. Для этого созданы все необходимые условия. Плаванию отводится особая роль в физическом воспитании детей. Первое знакомство с помещением бассейна начинается с раздевалки. Детей встречает Дельфин, который знакомит их с гигиеническими правилами и правилами поведения на воде. Огромную помощь в преодолении страха ребенку помогают игровые фантазии. Поэтому свой бассейн мы стараемся оснащать игрушками (уточки, лодочки, мячи, коробочки от киндеров, лягушки, медузы из пластиковых бутылок.) Очень дети любят плавать с ластами. Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Особую роль в обучении отвожу применению наглядных приемов, например упражнениям — имитациям, подражанию объектам окружающей среды. С этой целью подобрала картинки — образцы тех упражнений, которые будут дети выполнять в воде. После рассматрива-ния картинок, например, крокодила, предлагаю детям принять позу крокодила: согнутые руки опираются о пол, ноги выпрямлены, голова то опускается, то поднимается. Вдыхаем и выдыхаем воздух. Большое внимание уделяю упражнениям для правильного дыхания. Использую в обучении трубочки, коробочки. Воспитатели закрепляют на прогулке летом и зимой (сдувают снежинки, снежок или льдинки, пушинки с одуванчиков). Во время умывания дуют на воду в ладонях. Изображаем паровозик — вдох и выдох короткий и прерывистый. В подготовке детей старшего возраста к овладению навыками плавания большое значение имеет развитие двигательных способностей кистей, поэтому с детьми систематически проводятся упражнения, развивающие координацию и быстроту движений. Эти упражнения помогает отрабатывать воспитатель по физкультуре на своих занятиях. Упражнения и игры для развития двигательных способностей кистей чередуются с упражнениями на расслабление: махи и встряхивания кистями над головой, над плечами и опущенными руками вниз. Для формирования интереса и отработки техники плавания использую образные сравнения, которые облегчают понимание сущности задания и выполнение, например: нырни как утка, работай руками как мельница, плывем как рыбка, молчим как рыбки, катаемся на качелях, плывем как дельфинчики, крутим плавничками.). С большим интересом дети выполняют упражнения в соревновательной форме. Следует не забывать, что детям важен итоговый результат, иначе такая форма теряет смысл. Например: «Кто лучше?», «Кто дальше?», «Кто точнее?»
С детьми провожу тематические беседы о спортивных видах плавания, из которых они узнают, что плавание кролем на груди и на спине — самый быстрый и широко распространенный способ. Сознание того, что они плавают, как спортсмены, доставляем детям радость. В дальнейшем они легче и быстрее справляются с неудачами, становятся активнее. Перед началом занятия обращаю на эмоциональное состояние ребенка, выясняю причины нежелания плавать. Чаще всего выясняется, что родители, боясь, что ребенок снова заболеет, не разрешает ему купаться. Таких родителей приходится убеждать в пользе закаливания, учить готовить ребенка дома к плаванию, рассказать им о средствах закаливания и упражнениях с водой в ванне. В общении с родителями использую личные встречи с ними, родительские собрания, приглашаю родителей на открытые занятия, где они видят и убеждаются, что детям приятно пребывание в воде, видят достижения других детей. Кроме занятий провожу праздники на воде. Праздники на воде — это прежде всего эффективная форма активного отдыха детей, источник радости, веселья. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребенка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями. Разнообразная тематика (например, «В гостях у Нептуна», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Новогодняя сказка».) повышают интерес у дошкольников к дальнейшему совершенствованию в плавании. Под Новый год у нас в саду традиционно проходит развлечение на воде «Новогодняя сказка», где дети раскрывают свои способности, радуются елочке на воде, показывают родителям чему научились. И также вошло уже в традицию проводить в подготовительных группах прощальное развлечение в воде «Прощай детский сад», на котором детям вручаются дипломы о прохождении начального плавания в детском саду. Занятия плаванием в комплексе с другими мероприятиями по физическому воспитанию (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные праздники, работа с родителями) дает исключительный эффект: уменьшается количество простудных заболеваний, у многих детей исправляется осанка. Таким образом, плавание, игры в воде, купание можно рассматривать как эффективное средство всестороннего развития ребенка.
Список использованной литературы: 1. Осокина Т. И. Как научить детей плавать — М. 1985 2. Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребенка.
3. Булгакова Н. Ж. Учить детей плавать. М. 1977