Елена Попкова
Влияние типов сплоченности семьи на формирование личности подростка
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог – психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти
Попкова Е. В.,
Педагог – психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти
Пронина Л. В.
Подростковый возраст особо значим в плане осознания своего «Я». У подростка возникает интерес к своему внутреннему миру; переживания, свои личностные черты, поступки пристально анализируются подростком, и он пытается понять, какой он есть на самом деле, представляет, каким он хотел бы быть. В данном возрасте начинает формироваться самопознание, подросток начинает себя оценивать, формируется самоотношение. Постепенно подростки осознают свою особенность и неповторимость, происходит формирование «Я концепции», которая определяет дальнейшее поведение. Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи. Дети, как губка, впитывают в себя образцы поведения. Таковыми являются для них в первую очередь родители.
Публикация «Влияние типов сплоченности семьи на формирование личности подростка» размещена в разделах
В подростковом возрасте активно начинают формироваться - горизонтальные социальные границы.
Для того, чтобы выстроить эти границы, подростку надо на собственном опыте определить, разглашение какой информации о его внутреннем мире в случае ее разглашения, будет для него наиболее травматично, а чем и с кем делиться можно не только относительно безболезненно, но даже с пользой для себя. Понимает он это методом проб и ошибок.
В этот период своей жизни он, с одной стороны очень открыт, и может рассказать малознакомому, или непроверенному человеку очень важные, личные, травматичные для него вещи, с другой стороны, тратит неимоверное количество личностных сил на то, чтобы ни за что и никогда не открыть про себя что-то личное.
Основная масса экспериментов по открытию-закрытию своего внутреннего мира ставится на родителях. Подросток пишет дневник, в котором подробно и красочно описывает глубокие, интимные моменты своей жизни. И просит родителей в этот дневник не заглядывать. Любящие и тонкие родители выполняют его просьбу, а подросток кладет свой дневник на самое видное место в доме, как будто приглашая взрослых, пролистать его страницы.
Самостоятельная жизнь в обществе в скором будущем потребует от вчерашнего подростка соблюдения границ — собственных, других людей и социальных групп. Образец, которому он будет следовать, — это его семья.
Важным показателем семейной ситуации является уровень сплоченности.
По мнению А. В. Петровского в основе сплоченности лежат два социально-психологических механизма:
-механизм эмоциональной идентификации с семьей, который предполагает наличие эмпатии, сопереживания, понимания.
-второй механизм - «общность семейной судьбы», означающий, что свои планы на дальнейшую жизнь личность связывает с семьей.
Наиболее полное описание уровней дает Д. Олсон, который выделяет четыре уровня сплоченности и соответственно, четыре типа семей:
1. Разобщенный тип характеризуется низкой степенью сплоченности членов семьи, отношениями отчуждения.
2. Разделенный тип, является низким, приближающийся к умеренной степени сплоченности; предполагает эмоциональную дистанцию членов семьи.
3. Связанный тип, является умеренным и приближающийся к высокому типу сплоченности; предполагает эмоциональную близость членов семьи.
4. Сцепленный тип сплоченности слишком высок, это сопровождается низкой степенью дифференцированности членов семьи.
Рассмотрим подробно каждый из этих уровней сплоченности.
Разделенный и связанный уровни сплоченности являются сбалансированными, обеспечивают наиболее оптимальное семейное функционирование. Эти два уровня сплоченности благоприятно влияют на психологические границы личности подростка, так как в отношениях имеется некая дистанция, в тоже время и эмоциональная близость членов семьи. У подростка есть время заниматься своими делами, выбирать для себя интересные занятия, а в случае, когда нужна поддержка родителей, он ее получает. Данные виды семейной сплоченности являются нормой, неким балансом. В таких семьях сочетается независимость друг от друга и в тоже время тесные связи.
Разобщенный и сцепленный уровни семейной сплоченности являются несбалансированными и негативно влияют на психологические границы личности подростка, так как уровень сплоченности слишком низок или слишком высок. Родители уделяют ребенку либо чрезмерно много времени, не давая, ему возможности заниматься своими делами или же наоборот не уделяют ребенку должного внимания в те моменты, когда ребенок очень нуждается в родительской поддержке. Данные виды сплоченности не являются нормой.
Если уровень сплоченности слишком высокий (сцепленный, то отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, в семье очень много согласия. Отношения между членами семьи не имеют четкой дифференциации. Семья имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между индивидуальностями. Существует мало не разделенных с другими друзей и интересов
В семье с низким уровнем сплоченности (разобщенная система, члены семьи часто эмоционально далеки друг от друга, практически не испытывают привязанности друг к другу. В такой семье могут иметь место конкурентные отношения. Семья практически никогда не собирается вместе, не имеет общих друзей и интересов, появляются трудности в оказании поддержки друг другу. В дальнейшем члены семьи не смогут устанавливать близкие взаимоотношения, при сближении с другими людьми человек будет испытывать страх и волнение
Если родители слишком сильно вторгаются в личную жизнь подростка, не давая ему иметь «свои тайны», самому выбирать, как поступать в той или иной ситуации, то пространство будут сверх депривированным. Если же наоборот родители разрешают подростку абсолютно все, не вторгаются в его личностные границы, это будет являться разобщенным типом, сверхсуверенным пространством.
Депривированное и сверхсуверенное пространство не являются нормой и будут деструктивно влиять на формирование психологических границ личности подростка, в таком случае границы будут либо слишком открытые, либо наоборот слишком закрытыми.
Если родители будут давать подростку свободу, возможность самому принимать решения, но помогать ему в случае трудности, то у подростка будут формироваться целостные границы, подросток сможет сам поддерживать свою личностную автономию, это будет суверенным пространством и являться нормой.
Таким образом, можно сделать вывод, что чрезмерно высокая или слишком низкая семейная сплоченность являются несбалансированными и отрицательно влияют на формирование психологических границ личности подростка. А сбалансированные типы сплоченности обеспечивают оптимальное семейное функционирование и положительно влияют на формирование личностных границ подростка.