Анна Овада
Влияние СМИ на формирование агрессивных установок у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием сцен экранного насилия на детскую аудиторию. Формирование данной проблемы обусловлено тем, что все чаще приходится наблюдать как дети ведут себя неуправляемо, они гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а замечания взрослого они будто не слышат. При детальном анализе поведения выясняется, что эти дети обожают боевики, фильмы - ужасы, триллеры. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером и телевизором.
Публикация «Влияние СМИ на формирование агрессивных установок у детей» размещена в разделах
В Российской науке понятие "насилие на экране" принадлежит К. А. Тарасову: оно трактуется исследователем, как "аудиовизуальное изображение разновидности социального взаимодействия, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное воздействие по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее своим последствием телесные повреждения, моральный или имущественный ущерб" [4. с. 69].
Возросшее внимания к проблеме нельзя назвать случайным, так как в настоящее время в России один из самых высоких в мире уровней преступности. Например, ежегодное количество убийств (на 100 тысяч населения) в России - 20, 5 чел. В США эта цифра составляет - 6,3 чел. В Чехии - 2, 8. В Польше - 2. Поэтому показателю наша страна делит первое место с Колумбией. При этом подростковая преступность в России приобретает масштабы национального бедствия [5. с 7-8].
Все большую значимость приобретают вопросы, связанные с механизмами социального, психологического, рекреационного воздействия медиа на детскую аудиторию, ее предохранения от негативного влияния изображения насилия на экране, защиты прав ребенка - получать не наносящую ему вред аудиовизуальную информацию.
К. А. Тарасов в своих работах отмечает, что широкая репрезентация образов насилия на экранных искусствах, функционирующих в России, объясняется, прежде всего, произошедшей коммерционализацией кинотворчесва, вхождением кинематографа, ТВ и видео в мировой рынок и связанный с этим глобализацией массовой кинокультуры по голивудским стандартам [5, с. 8-9].
Среди основных причин постоянно растущей популярности Интернета и мультимедийных технологий выделяются следующие:
1) доступность практически любой информации;
2) новизна;
3) большие релаксационные возможности;
4) приближенность виртуальной реальности к жизненным условиям (к объективной реальности) по эмоциональности и эстетическим канонам и т. д. [2, c.6].
На пристрастие к просмотру сцен насилия влияют личностные и социальные факторы развития человека, в частности особенности внутрисемейных отношений и структура досуга семьи. Психологи зафиксировали существование устойчивой взаимосвязи между уровнем агрессивности ребенка и его субъективной идентификацией с телегероем, проявляющим агрессию. Детское подсознание не защищено здравыым смыслом и жизненным опытом, позволяющим ограничить реальность от условности. Публикации в российской прессе свидетельствуют о том, что около 25% подростков, обвиняемых в кражах, являются постоянными посетителями кино, что сеансы фильмов - боевиков вызывают у них нездоровое возбуждение и нередко способствуют развитию у подростков преступных инстинктов.
А. Сидоров еще в 2003 году констатировал, что больше 30% российской молодежи совершают преступления под влиянием кино и телепередач. Подростки видят каждый год на телеэкране до 10 тысяч сцен насилия. Психологи констатитуют, что 45% молодых людей, кто в возрасте 14 лет смотрел телевизор больше 3-х часов в сутки, склонны к насилию, а 20 % - вообще опасны для общества и морально готовы совершить преступление. Те дети, которые смотрят телевизор хотя бы 1 час в сутки, становятся пятикратно ожесточеннее и агрессивнее по отношению к окружающим [3, с. 6].
В результате просмотра сцен насилия у подростков отмечается повышение уровня физиологического возбуждения. Важным результатом воздействия, оказываемого кино и телевидением на поведение, является изменение поведения и формирование агрессивных установок у юного зрителя. В ходе просмотра телепередач и прослушивания радиоматериалов, содержащих сцены насилия, мировоззрение зрителя и точка зрения, излагаемая СМИ, сталкиваются, что приводит к постепенному сближению этих реальностей. Американский психолог А. Мори пишет, что продолжительное созерцательное материала, утомляя зрение, производит гипнотическое опьянение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь,и ребенок начинает вопринимать так же. И уже сосредоточится над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать то, что не требует усилия - это еще одна проблема порождаема современными медиа.
Согласно другой точке зрения, насилие является частью нашей жизни и культуры, а его визуальная информация, лишь подготавливает ребенка к жизни в социуме. Некоторые исследователи утверждают, что медианасилие не может оказывать значимого эффекта, поскольку дети понимают нереальность происходящего на экране. Однако, следует отметить, что ежегодно во всем мире наблюдается рост агрессивного поведения в молодежной среде, после просмотров ими сцен насилия [1, с. 55].
Военный психолог Дэвид Гроссаман писал: "Мы взрастили поколение варваров, научившихся ассоциировать насилие с удовольствием, как римляне, которые бодро посвистывают и закусываю, наблюдая, как в Колизее закалывают Христиан".
Вклад в развитие агрессивных установок молодежи могут вносить не только телепередачи и художественные фильмы, но и музыкальные течения, видеоклипы. В последнее время огромное влияние на молодежь оказывают электронные СМИ. Значительную опасность при использовании интернета представляют анонимность и скорость размещения информации, частое отсутствие контроля качества контента.
Часто в интернет ресурсах встречаются ролики, в которых детская и подростковая агрессия предстает в самом неприглядном виде: побоища в шокирующих деталях, которые сами же участники выкладывают с удовольствием во всемирную сеть. Исследователи отмечают, что чаще всего у этой агрессии компьютерные корни, ведь даже взрослые, как выяснили психологи, проводящие много времени за компьютерными виртуальными гонками на настоящей дороге копируют себя самих в сети - гоняют и подрезают[6].
11 марта 2009 года в училище Альбертвиль-Реальшуле в городе Винненден Германии 17-летний Тим Кретчмер расстерелял учащихся и учителей, унеся жизни 15-и человек и свою собственную. В комнате юноши полицейские обнаружили коллекцию фильмов ужасов и боевиков, а его компьютер был полон играми, которые называются на молодежном сленге "стрелялки", где герои ходят и расстреливают на своем пути всех подряд. Аналогичные случаи подобных преступлений в современном обществе можно наблюдать все чаще. Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения - достижения цели, мысленно переступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств, убивая и подавляя подросток не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. В этом случае привычные чувства искажены, вместо них подросток получает удовольствие от удара и собственной вседозволенности.
Влияние информационного потока носит кумулятивный эффект, это приводит к тому, что образуется негативный опыт, в ходе которого человек повторяет агрессивные мысли и накапливает агрессивные аффекты. Это определяет формирование у него агрессивных установок, убеждений, ожиданий и схем. Согласно общей модели агрессивного поведения, влияние насилия и жестокости в информационном потоке приводит к повышению уровня агрессивности и усвоению модели агрессивного поведения личностью [1, с. 56].
С целью подтверждения теоретических положений, было проведено исследование по методике А. В. Федорова "Медиапредпочтения современной детской
и молодежной аудитории". Базой исследования выступила школа №22 Мартыновского района. В ходе исследования было опрошено 38 учащихся от 12 до 17 лет. Гендерная выборка одинакова (19 мальчиков, 19 девочек). Исследование показало, что "телеменю" детей школьного возраста довольно однообразно. Подростки предпочитают смотреть такие фильмы как: "Терминатор" (73,67%, "Рембо" (68,41%, "От заката до рассвета" (68,41%). Каждый испытуемый мог отметить несколько фильмов. В героях фильмов их привлекают черты характера такие как: решительность (42,10%, сила (34,21%, хитрость (15,78%, доброта (7,89%). Юные зрители хотели бы походить на героев в фильмах во взглядах на жизнь (47,36%, в отношении к людям (42,10%, в профессии (10,52%). Из 38 опрошенных, (55,26%) испытуемых на вопрос: "привлекают ли Вас сцены насилия на экране" дали положительный ответ, (39,47%) сцены насилия на экране не привлекают, (5,26%) затруднились ответить на вопрос. Главными факторами, привлекающими внимание в сценах насилия на экране, названы мастерство каскадеров (57,89%) и развлекательная функция сцены (36,84%). Причинами просмотра сцен насилия на экране являются: хорошее настроение ((52,63%, плохое настроение (42,10%) (5,26%) школьников ответили, что смотрят фильмы назло родителям и учителям, которые ограничивают их доступ к подобным фильмам и телепередачам. При этом основной компанией, в которой учащиеся предпочитаю обсуждать просмотренные фильмы, является компания друзей (92,10%, (5,26%) школьников обсуждают увиденное с родителями. Из 38 опрошенных 15 человек являются противниками просмотра фильмов со сценами насилия и демонстрации агрессии (60%) из них объясняют это ненавистью к любому насилию, (40%) - убежденностью, что насилие на экране влияет на рост преступности в обществе.
Таким образом, современное искусство влияет на формирование детской психики, и часто ее деформирует, воздействуя на воображение, навязывая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агресии, грубое и пошлое поведение. Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с героем фильма, отклоняющееся поведение которого, никак не порицается, дети усваивают демонстрируемые модели поведения.
Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает и днями, просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.
Литература:
1. Воробьева К. А. Влияние СМИ на формирование агрессивных установок подростка. // Воспитание школьников - 2011. - №6. С. 55-58.
2. Ковалов О. Реплика в дискуссии "Весь мир насилья мы разрушим" // Искусство кино. - 2003. - 2003. - №7. - с. 11-15.
3. Сидоров А. Насилие - вон с экрана!// Труд. - 2003. - №78.
4. Тарасов К. А. "Агрессивная кинодиета" ТВ и Студенчество// Высшее образование в России. - 2002. - "3.- с. 66-76.
5. Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. - Таганрог: изд-во Кучма, 2004. - 414 с.
6. https://www.1tv.ru/
7. https:// www.kindereducation.com