Черепанова Олеся
Влияние психологического климата в ДОУ на развитие личности ребенка
▼ Скачать
Влияние психологического климата в ДОУ на развитие личности ребенка.
На современном этапе развития нашего общества, в век научно – технического прогресса, напряженного ритма жизни необходимо поддерживать состояние высокой активности. Нервная система в подобном режиме ведет к повышенному напряжению, а неумение расслабляться приводит к перевозбудимости нервной системе, агрессии, повышенной утомляемости. Активный ритм жизни коснулся не только взрослых, но и детей. И как следствие все более чаще, в детский сад приходят дети с низкой группой здоровья.
Публикация «Влияние психологического климата в ДОУ на развитие личности ребенка» размещена в разделах
Здоровье человека состоит из четырех частей – физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное.
Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Наверняка, каждый может ответить на вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка :
• появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
• переход психических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт сохранения организма);
• проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде проявляются в виде психологической защиты, выбирая позицию избегания – сюда относятся (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, а так же проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Такие дети сложны и для родителей и для педагогов. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков. Поэтому самая важная задача взрослых, воспитывающих детей, - не только сохранить физическое здоровье, но и воспитать психологически здоровую личность. Как сказал американский психиатр Росса Кэмпбелла : «Самая важная задача родителей и педагогов – научиться правильно, общаться с детьми, пока они «психически здоровы»».
Необходимо создавать благоприятный социально – психологический климат в группе. Ведь климат – это система психических условий, влияющая на продуктивность совместной деятельности, а самое главное развитие личности ребенка. Благоприятный психологический климат формируется на основе доверия и доброжелательности, отсутствия давления со стороны взрослых, повышенной групповой сплоченности.
В работе с детьми основными способами снижения нервного, психического напряжения, агрессивности, как следствия психического переутомления у ребенка дошкольного возраста является: игра, участие в самодеятельности, творческая деятельность (лепка, рисование, придумывание сказок, и т. д., на своих занятиях я провожу аутогенную тренировку, упражнения направленные на устойчивость к стрессу, а так же психогимнастику и сказкотерапию.
Рассмотрим варианты создания благоприятного эмоционального и психологического комфорта для детей в группах детского сада.
1. Использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Не выгонять ребенка, а предложить побыть одному (т. е. создать в группе уголок для уединения).
2. Создание в группах ДОУ «Уголка ярости», где дети могут выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева (создать подушки для выхода отрицательных эмоций).
3. Ввести в режим дня «Минуты тишины» и «Минуты всего дозволенности». В это время дети могут громко кричать, визжать, топать ногами (т. е. дают выход накопившимся эмоциям, после такого бурного выплеска энергии следует «минута тишины».
4. Воспитателями использовать в течение дня игры – правила: «Обзывалки» естественно они не должны носить обидный характер, а так же «Кричалки – шепталки – молчалки».
5. Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся».
6. В режимы дня ввести «Релаксационные паузы». В каждой группе есть магнитофон и фонотека с разнообразной музыкальной подборкой.
Необходимо на ранних этапах развития личности обучать цивилизованным способам выхода энергии, гнева, саморегуляции поведения и умению приводить свою нервную систему в норму, что бы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, необходимо развить способность к адаптации и саморегуляции.
Можно использовать методику мышечной релаксации по Джекобсону, которую дети исполнят вместе с педагогом. Джекобсоном была обнаружена взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. Он предложил упражнения направленные на напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением, что приводит к снятию эмоционального напряжения.
Все мы испытываем волнения перед выступлением, поэтому можно использовать упражнения предложенные Джекобсоном:
1. Упр. «Сосулька». Сжать кисти рук максимально на вдохе, на выдохе разжать. (выполняем дважды)
2. Упр. «Бабочка». Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылья, на выдохе лопатки развести (бабочка расправила крылышки).
3. Упр «Черепаха». Плечи поднялись к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь, на выдохе плечи опускаем и расслабляемся (черепаха высунула голову из панциря).
Всем известно, что дети легко улавливают настроение и состояние окружающих их взрослых людей. И для того чтобы сохранить эмоциональное психическое здоровье ребенка, необходимо, чтобы и окружающие их взрослые имели эмоционально устойчивое психическое состояние.
Умение расслабляться, помогает как взрослым, так и детям, снять напряжение, сконцентрироваться, снять возбуждение.
Дисбаланс напряжения и расслабления проявляется, прежде всего, подсознательно – в позах, жестах, мимике, интонациях голоса, вызывая нарушения в личных отношениях. Нервно – психический дисбаланс личности педагога вызывает слабость, которая вынуждает принять позицию «над ребенком». Гнев, страх, печаль, ярость и другие отрицательные эмоции, именно с этого начинается авторитарность. А мы знаем, что такой стиль общения с детьми приводит к зажатости, эмоциональной подавленности ребенка, а так же к дисгармоничности его развития.
Таким образом, я считаю, что работа в данном направлении позволит улучшать микроклимат в коллективе, и помогает снизить возможные нервные переутомления и перенапряжения, как у работников так и у детей.