Елена Михайловна Свойкина
Влияние основ гражданско-патриотического воспитания на формирование ценностных ориентаций дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас, наше общество находится на том этапе развития, когда наконец пришло осознание, что без пристального внимания к проблеме воспитания подрастающего поколения мы не сможем строить будущего своей страны, развивать её социально-политический потенциал, сохранить целостность и суверенитет своей страны.
Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину, отечество, гордящегося за его культуру-задача особенно актуальная не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России должна найти больше отражение в содержании воспитания и образования подрастающего поколения. Человек как личность развивается на протяжении всей жизни. Самые главные личностные свойства и способности закладываются в детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его «Я», и во многом его жизненная судьба.
Публикация «Влияние основ гражданско-патриотического воспитания на формирование ценностных ориентаций дошкольников» размещена в разделах
Главной задачей гражданского воспитания является формирование человека- члена гражданского общества, осознающего личную ответственность за жизнь своей страны, активного участника её самоопределения. Понятия патриотизма и гражданственности по своему содержанию так многогранно. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны и понимание значимости общегражданских и общедемократических ценностей и для своего государства, и для себя, в частности.
Гражданское воспитание складывается из нескольких направлений работы:
1. Позитивные модели поведения в природе и обществе предлагают. Что человек способен:
-разрешать конфликтные ситуации нормативными способами;
-учитывать позиции, желания, потребности других людей;
-произвольно контролировать своё поведение и управлять им.
2. Позитивное и ответственное отношение к себе и окружающим, к природе:
-способность воспринимать и оценивать последствия собственных действий и действий других людей, а затем и прогнозировать их;
-осознание ответственности за совершаемые действия, в том числе экологической ответственности за будущее планеты и людей;
-способность принимать других людей с особенностями их характера, религии, внешнего вида, привычек к правам других, терпимость.
3. Определё нные личностные качества:
-активность, инициативность, самостоятельность;
-способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.
4. Коммуникативная компетентность предполагает:
-умение использовать переговоры, находить компромиссы, излагать ясно свои предположения: принимать голосование при решении коллективных проблем:
-способность активно защищать свои права и права других людей;
-умение выражать несогласие и отстаивать свои убеждения.
5. Навыки работы с информацией означает, что человек умеет:
-самостоятельно находить и получать информацию из источников (энциклопедии, видео, книги, ТV, радио, анализировать и использовать её, а также представлять информацию.
6. Начальные знания о жизни человека в обществах.
Воспитание гражданственности направлено на осознание человека себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека. Понятие «гражданин России» означает, что человек принимает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользуется всеми правами, предоставляемые ему Конституцией.
Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, её жизни, к её народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация освоения национальной культуры в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение национальных традиций и обычаев наполняют конкретным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в образовательном процессе.
Формирование с ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой.
Таким образом, патриотизм понимается как доминировать приоритета российских ценностей у воспитанников при уважении и положительном отношении к ценностям других народов и цивилизаций. Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется, а этом процессе. В данном случае, мы рассматриваем систему ценностей как внутренней стержень культуры общества и выделяем такие общечеловеческие ценности, как жизнь, добро, истина, красота и близкие к ним по значимости счастье, труд, творчество. Отечество, свобода ценности, выполняющие доминирующую функцию во все времена развития социума.
Следует выделить следующий круг общечеловеческих ценностей : жизнь, человек, труд, красота, отечество. Рассмотрим подробно каждую.
1. Познание как ценность-группа ценностных ориентаций, которая определяет комплекс отношений дошкольников к их ведущей игровой деятельности. Ребё нок осваивает разные игры: сюжетно-ролевые, подвижные, режиссёрские, дидактические, игры-драматизации, которые оказывают существенное влияние на развитие ребёнка. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игровой деятельности, дети отражают труд и быт, который им близок из повседневных наблюдений. Их привлекают игры отражающие труд врачей, пожарников, почтальонов, продавцов. Появились такие игры, как «служба спасения», «банк», «супермаркет», которые отражают изменения в социальной жизни людей города Оренбурга.
2. «Человек как ценность». Данная группа гуманистических ориентаций в общем виде раскрывает нравственные ориентиры дошкольников, отражает их отношения к сверстникам, взрослым, их самооценку и идеалы (любовь, добро, общение с другими людьми, счастье, достоинство, порядочность, сочувствие). Призыв «спеши делать добро» становится определённым, жизненным правилам организации социальных отношений, которые противостоят тенденции насилия, разрушения, зла.
3. Общечеловеческая ценность красоты, гармонии, лежит в основе эстетического воспитания человека, это ценность совершенства, гармонии, приведении в соответствие с идеалом, стремление к нему-«красота спасет мир». Умение видеть прекрасное, создавать жизнь по законам красоты. Восприимчивость к прекрасному, не только обогащать ребёнка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки, ибо только прекрасное пробуждает «доброе». Не утратить связи с корнем своего народа, воспитать в детях национальную гордость - это нужно прежде всего нам самим. А это возможно лишь через общение детей с лучшими образцами искусства.
4. «Труд как ценность». Воспитание трудолюбия основывается на удовлетворении собственной человеческой потребности в труде. Воспитание и развитие этой потребности с раннего дошкольного возраста является одной из основных воспитательных задач. Включение ребёнка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, воздаёт предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Одно из основных правил воспитания трудолюбия – стимулирование и поощрение труда ребёнка. Различные посильные формы трудового обучения ( в процессе художественно-изобразительной деятельности: лепке, конструировании, ручному труду и т. д.) развивают желание и умение трудиться, приносят радость от полученного результата. Воспитание трудолюбия представляет собой сложный многоплановый процесс, достижение положительного результата которого есть согласованное взаимодействие семьи и ДОУ.
Таким образом, эта группа отношений определяет значительный круг отношений дошкольников в презрении к праздности и лени, радость труда, ответственное отношение к труду, возможность и необходимость трудиться, знакомство с профессиями.
5. «Жизнь как ценность» - определяет здоровье, бытие человека, природы, планеты, космоса. Эта ценность лежит в основе подлинного экологического сознания. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать у детей – осознание себя частью природного мира- частью живой (растительной и животной) и неживой природы. Все более масштабные достижения научно-технического прогресса, все более интенсивная эксплуатация ресурсов земли создают реальную угрозу для сохранения природы, сохранения самой Земли. Угроза экологической катастрофы приобретает реальное звучание. В этих условиях мы, ныне живущие, ответственны за сохранение окружающего нас природного наследия, которое может исчезнуть и исчезает бесследно, безвозвратно. Дать понятие охраняя природу – мы улучшаем свое здоровье.
6. «Родина, отечество как ценность» - таково ключевое понятие идейно-нравственных отношений личности, когда для дошкольников личностно значимыми становятся объединенные ценностью «Родина», включающая в себя: семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу.
Подводя итог всему выше изложенному, мне бы хотелось ещё раз отметить, что гражданское воспитание и образование есть такая система подачи информации и мотивации ребёнка на действия и мыслительную деятельность, при которой формируется гармонично развитая личность с определённым набором гражданских и патриотических качеств, ценностных ориентаций и политико-правовых навыков и умений, необходимых для жизни в современном обществе.