Алия Мунировна Нугуманова
Влияние музыкально-ритмических движений на физическое и психическое здоровье дошкольника старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыкально-ритмических движений на физическое и психическое здоровье дошкольника старшего возраста
Дошкольный возраст является плодотворным периодом жизни человека. И нам педагогам, работающим с дошкольниками важно в это время помочь ребенку раскрывать и развивать природные задатки для гармоничного формирования личности. В настоящее время увеличилось количество детей с проблемами в психическом развитии. Многие дети испытывают неуверенность, трудность в общении со сверстниками и взрослыми. Они скованы в проявлении своих эмоций и чувств. У них наблюдается мышечная зажатость и напряженность. Им сложно преодолеть психологический барьер и при исполнении индивидуального задания.
Публикация «Влияние музыкально-ритмических движений на физическое и психическое здоровье дошкольника старшего возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Другие же дети, напротив, проявляют несдержанность эмоциональных импульсов. Им сложно контролировать и регулировать свое поведение. Они проявляют нетерпимость к другим детям, акцентируют внимание на собственной персоне и пренебрегают правилами и установками.
Анализируя данные наблюдения, я скажу об актуальности вопроса психической и физической коррекции ребенка.
С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Еще в Древней Греции сформировались представления о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души.
Современная педагогика и психология в поиске эффективных средств физико и психокоррекции все больше использует разные виды искусства.
Креативная деятельность в танцевальных композициях выступает как лечебный, гармонизирующий фактор. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
На языке жеста, мимики, в позах и движениях отражается внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Внимание акцентируется не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы и их подвижность. Движения являются как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психимоторного развития ребенка.
В. М. Бехтерев выдающийся ученый XX столетии в области психиатрии и неврологии считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, регулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал Бехтерев, необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на слуховые и зрительные раздражители.
Выдающийся специалист в области музыкатерапии Г. П. Шипулин еще в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей не только музыкальный слух, творческие способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе (память, внимание, воображение, мышление, волю). Н. С. Самойленко, В. А. Гринер, Е. В. Конорова, Е. В. Чаянова авторы книг по логопедической ритмике в своих работах доказали, что с помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т. е. социализация ребенка через игру.
Наша цель - это развитие у детей старшего дошкольного возраста способности к эмоциональной регуляции собственного поведения с помощью музыкально - ритмических движений.
Подготовила статью
музыкальный руководитель второй квалификационной категории Закирова Алия Мунировна
Использованная литература
1. Арушанова А. Г. ,
Речь и речевое общение детей 3 – 7 лет. - М. : Мозаика – Синтез,1999
2. Михайлова М. А., Воронина Н. В.
Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль, Академия развития, Академия, К, Академия Холдинг,2001
3. Руднева С., Фиш Э.
Ритмика. Музыкальное движение. - М. : Просвещение,1972