Литвиненко Алена Федоровна
Влияние мультфильмов на развитие истинных человеческих ценностей
По результатам соцопросов дети смотрят мультики с самого раннего детства. По оценкам исследователей Института современного детства большинство современных мультфильмов не развивают истинные человеческие ценности, а наоборот, сказывается негативное влияние – формируется искаженная картина мира.
Публикация «Влияние мультфильмов на развитие истинных человеческих ценностей» размещена в разделах
Дети чаще всего смотрят мультфильмы, в сюжетах которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т. е. элементы агрессивного поведения и насилия, которые влияют на сознание детей.
Воздействие, которое оказывают медиапродукты на совсем маленьких детей, до конца еще не изучено, но уже сегодня психологи бьют тревогу, отмечая у малышей перевозбуждение, агрессию, утомление, нарушение речи, зрения, обмена веществ, дефицит движения, недоразвитие высших корковых функций, торможение собственной активности, гиперактивность и аутизацию. ТВ-картинка подсказывает малышу уже готовое решение, навязывает свое представление, мешая делать открытие самому. Часто мультфильмы используют, как средство успокоить гиперактивного ребенка, но на самом деле, это не развивает усидчивость, а наоборот, говорит о том, что он не может самостоятельно сосредоточиться и сконцентрировать внимание, ему нужен внешний стимул. Так называемое «мультипликационное опустошение» приводит к апатии, снижению общего тонуса, депрессии.
По сути, младенец – беспомощное существо, ничего не умеющий и находящийся во власти своего окружения. Его основная задача – установить контакт с этим окружением, тогда, когда он еще не умет говорить. Научиться устанавливать контакты с людьми невозможно при помощи экрана. Через телевизор ребенок может лишь научиться решать задачи взрослого, поскольку даже детские телепередачи зачастую транслируют взрослые проблемы в детскую жизнь. Находясь в состоянии постоянного цейтнота и страха не «успеть», взрослый передает это состояние ребенку: «учись быстрее, а то будешь неудачником». В результате, дети с момента рождения вместо того, чтобы играть, все время чему-то учатся, надеясь потом стать успешными. Такая ошибочная позиция впоследствии становится образом жизни, который, на самом деле, не является жизнью.
Пассивное занятие, как просмотр телевизора, нередко вызывает физическую и эмоциональную вялость. Дети смотрят новости, информационные программы, документальные фильмы, расширяют свой кругозор, сопереживая героям фильмов. Они часто в игре или в реальной жизни подражают насилию, демонстрируемому по телевидению. Дети склонны отожествлять себя с жертвами или агрессорами и действовать в соответствии с этими ролями. Под влиянием фильмов со сценами насилия они могут стать нечувствительными к жестокости. Дети могут прийти к заключению, что насилие является приемлемой моделью поведения.
Чрезмерное увлечение зарубежными мультфильмами пагубно влияет на психику ребёнка : порождает в нём агрессию, тревожность, грубость, раздражительность, а русские мультфильмы воспитывают доброту, дружелюбие, взаимопомощь.
Вкусы детей необходимо формировать с раннего детства. И навряд ли для этого подойдут черепашки-ниндзя либо человек-паук, на таких мультфильмах всесторонне развитую личность вырастить крайне сложно. Поэтому будет лучше, если ребёнок будет смотреть старые и добрые советские мультики. Такие мультфильмы научили добру не одно поколение. В них присутствует столь важный воспитательный элемент, хорошо прослеживаются многие поговорки и пословицы, так как именно они находятся в основе советских мультипликационных фильмов. К примеру: "Дружба - великая сила", "Один за всех и все за одного", "Побеждай зло добром" и т. д.
Советские мультфильмы без сомнений учат видеть, любить и беречь красоту окружающего мира.