Ольга Ходунова
Консультация «Почему ребёнок говорит неправильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ребёнок говорит неправильно
В последнее время наблюдается следующая тенденция, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом увеличивается. Самыми распространё нными недостатками речи у детей дошкольниковявляются: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющего звука. В младших группах детского сада, до 5-летнего возраста у детей наблюдаются физиологические нарушения звукопроизношения, так называемое возрастное косноязычие, которое при нормальных условиях самостоятельно должно исчезнуть на шестом году жизни. Но надо учитывать, что речь у детей дошкольного возраста является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.
Темочки:
Среди факторов, способствующих, возникновению речевых нарушений у детей различают: неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды. В зависимости от времени воздействия неблагоприятных факторов выделяют: внутриутробную патологию, патологию в период родов и патология после рождения.
К факторам, оказывающим воздействие во время беременности, относят:
- заболевания будущей матери вирусными инфекциями (краснуха, корь). Но при этом тяжесть речевого нарушения во многом зависит от времени поражения. Наиболее опасные первые 3 месяца беременности.
- приём матерью лекарственных препаратов;
- алкоголь и курение;
- профессиональные вредности;
- психические травмы;
- несовместимость крови матери и плода по резусфактор. Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов, в результате чего выделяется непрямой билирубин, а под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра. А это приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.
Ведущее место в период родов занимает асфиксия и родовая травма. Асфиксия – это кислородное голодание, которое не насыщает клетки головного мозга кислородом, а при этом страдают зоны, отвечающие за речь.
Родовые травмы приводят к внутричерепным кровоизлияниям, которые могут захватывать и речевые зоны коры головногомозга, что влечёт за собой различные нарушения речи.
К патологиям после рождения относят:
- вирусные заболевания, которые вызывают органические поражения мозга (грипп, краснуха,
- неблагоприятные условия воспитания (педагогическая запущенность, двуязычие в семье, сюсюканье);
- недоразвитие фонематического слуха, наблюдаются затруднения в дифференциации звуков;
- недостаточная подвижность органов артикуляции (языка, губ или нижний челюсти, может быть вызвана неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
Многие недостатки звукопроизношения могут быть преодолены в процессе правильно организованной работы. Но всё же легче предупредить, чем исправлять, так как это довольно сложная и кропотливая работа. Поэтому, в детском саду должны проводиться большая работу с родителями для профилактики речевых нарушений, так как именно дошкольный период- наиболее благоприятный для коррекции речи детей.