Гулахмадова Наталья Владимировна
Влияние игры на развитие ребенка
▼ Скачать +Заказ
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Сухомлинский В. А.
Все чаще родители заняты обеспечением семьи должным доходом, отдавая все свои силы на зарабатывание денег и забывая уделять время своим детям, которые не переставали нуждаться в родительской заботе, любви, воспитании и внимании. В таком случае, на помощь родителям и педагогам приходит игра. Кроме того, что игра – ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, она также обладает способностью сплачивать детей, родителей и детей, родителей и педагогов.
Публикация «Влияние игры на развитие ребенка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время игра приобретает признаки некого абстрактного понятия, подобного таким, как истина, красота, добро.
Играя, ребенок абсолютно свободен и самобытен, внося в игру что-то новое даже в подражательные действия. Игра детей — это всегда серьезно. В игре, продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом — развитие определенных, реализуемых в ней способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии. Нужно заметить, что о первостепенном значении игры для непосредственного развития ребенка свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Ребенок погружается в игру со всей силой, свойственной его эмоциональности, испытывая при этом максимальное удовольствие.
Природа игры имеет определенные противоречия, выражающиеся в том, что свободная деятельность, которая находится во власти аффекта, является одним из источников развития производительности и осознания ребенком своих действий и своего личного «Я».
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В условиях игры дети больше концентрируются и запоминают больше, чем в условиях лабораторных экспериментов. Условия игры требуют, чтобы ребенок сосредоточился на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание действий и сюжет для игры.
В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое значение и действует с ним соответственно. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок учится думать о предметах и действовать с ними мысленно. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Игра представляет собой форму деятельности в условных ситуациях, которая направлена на формирование социального опыта, в закрепленных способах осуществления предметной деятельности. Для игры свойственно наличие возможности воспроизведения и моделирования действительности с целью ее освоения. Являясь наиболее доступным видом деятельности для ребенка, игра выступает в качестве способа перерабатывать полученные знания и впечатления из окружающего мира и стимулом к яркому проявлению особенностей мыслительных процессов, воображения, эмоциональности, активности и развития потребностей в общения. Игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, которая формирует определенный базис для обучения в школе. В процессе онтогенетического развития игра, являясь спонтанной деятельность, проходит определенные этапы развития. На каждом этапе происходит обогащение, усложнение и синхронизация опыта ребенка.
Конкретизируя влияние игры на высшие психические функции ребенка, можно резюмировать следующее:
Роль игры в развитии личности ребенка главным образом заключается в знакомстве ребенка с взаимоотношениями между людьми, являющиеся неким образцом поведения. Этот образец формирует качества личности ребенка, необходимые для коммуникации и взаимодействия со сверстниками.
Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.
В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее.
Игра способствует овладению произвольными формами памяти: осмысливать, структурировать материал в целях запоминания, использовать связи и при припоминании.
Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.