МААМ-картинки

Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности (консультация для родителей)

Виктория Поспелова
Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности (консультация для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности

Всем нам известно, чем раньше ребёнок научиться читать, считать, размышлять и сравнивать. Чётко и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе. Развитые дети к тому моменту, когда собираются идти в школу уже усвоили такое количество информации о себе, о своей семье, окружающем мире, о котором мы, взрослые, даже не подозреваем. В возрасте до 7 лет процесс познания и обучения протекает столь стремительно и успешно, что если правильно его организовать, то скорость обучения и результаты окажутся высокими. Обучение, как мы знаем, не является самоцелью, а только способом, который помогает ребёнку войти в социальную жизнь и активно в ней существовать. Самой эффективной деятельностью для такого вхождения в мир других людей является игра. Игра для ребёнка является особой, необходимой для нормального развития школой, моделью реальной жизни, хотя возможны в ней и волшебные превращения, чудеса. Можно утверждать, что игра проходит определённые периоды становления.

Публикация «Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности (консультация для родителей)» размещена в разделах

До 3-х лет игра представляет собой манипулирование предметами. У ребёнка развивается координация движений. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребёнок начинает мыслить целостными образами-символами реальных предметов, явлений и действий (копирование поведения взрослых). В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача.

В среднем дошкольном возрасте уже появляется сюжетно-ролевая игра, смысл которой заключается в разделении ролей. Здесь ребёнок имеет возможность прожить то, что является для него пока недоступным.

В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всём многообразии игр, это и сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные, творческие, режиссерские, игры-драматизации, народные, хороводные, развивающие, игры с готовым содержанием, и как мы уже говорили ранее с правилами. А также подвижные игры и спортивные развлечения, игры-экспериментирования с разными материалами. И наша общая задача – создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности, а также постоянно обогащать игровой опыт каждого ребёнка, повышая этим влияние игры на его развитие.

Многие родители считают игру бесценной забавой, отдыхом, ну мы то с вами знаем, что если ребёнок не научится играть, если его не радуют и не привлекают игрушки, он не может создать сюжетно-ролевую игру и привлечь к ней своих друзей, у ребёнка не будет успехов и в «серьёзной деятельности».

И здесь в качестве основных элементов гребной деятельности, которые складываются к концу дошкольного детства и могут служить показателями уровня готовности ребёнка, можно выделить следующее:

1. Появление произвольности в поведении и познавательных процессах;

2. Способность действовать по образцу;

3. Умение слушать и выполнять инструкцию воспитателя;

4. Умение оценить свою работу и работу других детей;

5. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослых;

6. Способность к общему способу действия в условиях решения условного типа задач;

7. Способность осуществлять контроль за собственными действами.

Игры по правилам одна из поздних форм игры. Она непосредственно предшествует учебной деятельности младших школьников и может служить основой для безболезненного перехода от игры к обучению. Главное в ней – это для ребёнка возможность взять на себя роль, в ходе проигрывания которой преобразуются действия ребёнка и его отношение к действительности, т. к. игра социальна по происхождению и служит способом освоения социокультурных правил общества. Часто дети добровольно и с удовольствием учатся подчинять свою деятельность в игре. В дальнейшем помимо умения подчиняться единым для всех правилам, произвольность позволит самостоятельно, инициативно и творчески относиться к любой новой деятельности, в том числе и к учению в школе.

Это можно развивать, и мы делаем это в своей группе в коротких с быстрым результатом играх («Замри» - дольше сохранить неизменность позы; «Царевна Несмеяна» - кто дольше всех не рассмеется).

Кроме игр с правилами, существуют и другие игры и упражнения, направленные также на формирование предпосылок учебной деятельности. Например: сюжетно-ролевая игра.

Вопрос о её значении для формирования детского общества, а тем самым и для формирования у дошкольников коллективизма, - центральный вопрос для педагогического использования игры. В игре, ребёнок, взяв на себя роль взрослого, моделирует не отношения, в которые вступают взрослые в действительной жизни. Практическое моделирование отношений – есть единственно доступное для детей средство ориентации в задачах, мотивах и моральных правилах, которые реализуют взрослые в своей деятельности. И всё это является, важнейшим аспектом формирования коллективистических черт личности и тем самым ещё один путь, подготавливающий ребёнка к школьному обучению.

Для того чтобы научить детей умению вести игру, я иногда предлагаю свой план, т. е. сюжет, который, конечно же, в процессе игры изменяется и дополняется детьми; ещё можно составить план вместе с детьми. Конечно, не все дети соглашаются на такое сотрудничество, но потом всё же изъявляют желание в обсуждении, или на участие в игре. Для начала игры использую игровые приёмы, например: «у нас открывается новая школа» или неигровые «кто хочет играть в школу?» и т. д. Готовим вместе атрибуты, например: повязки для дежурных, тетради и журнал для учителя.

Для более творческого развития сюжета можно прочесть художественное произведение, например Машковой «Мы играем в школу» и др., а также можно придумать рассказы, сочинение о школе. Интересно проходит игра, когда объединяешь несколько сюжетов, например: здесь же и столовая и музей и дом. Но ходу игры, конечно не мешая детям, но, направляя в нужное русло, хорошо внести какие-нибудь проблемные ситуации (ученики опоздали на урок, как же ты, учительница, поступишь). И естественно, в игре быть на равных с детьми, постараться сделать так, чтобы каждый ребёнок побывал в разной роли, например: мама и дочка, учитель и ученик и т. д., и конечно, не забывать о правилах, ведь только привыкая выполнять их, дети способны научиться деловому, содержательному общению со сверстниками. По данным исследователей женевской школы можно утверждать, что именно речевая игра имеет огромное значение для всего хода интеллектуального развития дошкольника.

Велика роль и режиссерских игр (так называются потому, что в них ребёнок не берёт на себя роли, а действует от лица кукол, игрушек, действует за них). Они помогают детям научиться видеть и оценивать ситуацию с разных позиций, что требует от ребёнка умения регулировать своё поведение, обдумывать действия, сдерживать свои движения, используют в игре игрушки-заменители, наделяя их воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детского творчества.

Теперь о значимости конструктивных игр, которые постепенно превращаются в трудовую деятельность, где ребёнок конструирует, создаёт, строит что-то полезное, нужное. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление, у ребёнка появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. К концу дошкольного возраста в трудовой деятельности, детей появляются новые черты: интересует уже не только непосредственный результат своей деятельности, но и то значение, которое она имеет для других людей.

Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отмечаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету. План игры, последовательность действий определены заранее. Особое значение игр в том, что помогают глубже понять рассказы, стихотворения, сказки, почувствовать их художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

У детей 6-7 лет эта игра часто становиться спектаклем, это новое и более сложное, которая показывается для кого-то (для детей других групп, для взрослых). Здесь можно видеть переход от игры к драматическому искусству. У детей появляется своё отношение к спектаклю: они стараются правильно передать образ героя, выразить своё отношение к нему.

Известно, что ребёнок обладает уникальной чувствительностью и интуицией. Он мало знает и много и тонко чувствует. И эта способность позволяет ему по своему ощущать мир. Но самая поразительная способность – занять в этом мире позицию творца. В детстве она направлена не на преобразование мира, а на создание собственного духовного «я». И именно игра. Позволяя ребёнку самовыразиться, самореализоваться, тем самым способствует становлению высшего «я».

Хочется надеяться, что игра станет вашим истинным другом и помощником.

Использованная литература

1. «Дети, в школу собирайтесь!» - М. ; «Просвещение». Учебная литература – 1996.

2. «Популярная психология для родителей» - М. ; «Педагогика» - 1989.

3. «Как определить интеллект ребёнка?» - Г. П. Шалаева. М. ; Издательство Эксмо – 2003.

4. «Детский сад» - Р. Айзман и др. М. ; Издательство НЦ ЭНАС – 2006.

5. «Психологическая готовность к школе» - И. И. Гуткина. М. ; С-П – 2006.

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности (консультация для родителей)
Опубликовано: 31 октября 2013 в 17:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности (консультация для родителей)» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Поспелова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД