Тупаева Гульчехра
Влияние гаджетов на развитие ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительские отношения
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть
разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого
ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При
этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И
напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые
Темочки:
- Гаджеты. Вред и польза
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего
родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить
ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую
игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок
сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих
отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и
действий. Так, эволюция действия по Д. Б. Эльконину проходит следующий путь:
ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу», как мама, далее
его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в
отношение к другому человеку.
Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. Для компьютерной игры характерны:
преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в
полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
многократный повтор действия для достижения результата;
малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные
препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.
Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения
разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и
нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами,
иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу», примитивным,
понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг,
независимо от друзей и родителей.
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной
включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что
отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя
трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета»
или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Развитие речи
Исследователями Казанской государственной медицинской академии М. В.
Белоусовой, А. М. Карповым, М. А. Уткузовой было проведено анкетирование 180
семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов,
влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления
общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В
семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с
электронными устройствами (смартфонами, планшетами, продолжительное и
неконтролируемое взаимодействие с ними. Авторы исследования отмечают: «Если
ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с
планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или
единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни
семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику
семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка
большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и
занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни
семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации
становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и
поведения детей, семей и общества».