Ксения Карфидова
Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В современном мире обучение с помощью компьютера означает получение знаний в режиме онлайн через Интернет или офлайн, использование сетевых технологий для стимулирования, предоставления и облегчения обучения в удобное время и в удобном месте. Коронавирусная инфекция 2019 года (COVID-19) глубоко влияет на жизнь во всем мире. Изоляция и ограничение контактов полностью изменяют психосоциальную среду. Вынужденные меры ограничений и перехода на дистанционное обучение могут серьезно угрожать психическому здоровью подростков. В результате ограничительных мер отрицательные последствия, возможно, будут преобладать над положительными, такими как: личностный рост и сплоченность семьи. Основными проблемами является беспокойство, отсутствие контактов со сверстниками и ограниченные возможности для регулирования стресса.
Публикация «Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние учащихся» размещена в разделах
Дистанционное обучение - новая и малознакомая форма обучения для школьников. Но для современных реалий форма необходимая и востребованная в связи с различными социально-экономическими и эпидемиологическими изменениями. Следует отметить, что на данный момент проблема готовности и способности учащихся к дистанционному обучению изучена слабо : с какими трудностями сталкиваются учащиеся, какова роль педагога в процессе дистанционного обучения и, главным образом, как дистанционное обучение влияет на психоэмоциональное состояние учащихся?
Целью является изучение психоэмоционального состояния учащихся в связи с переходом на дистанционное обучение.
Предмет исследования: психологические особенности субъектов дистанционного обучения.
Объект исследования: учащиеся как субъекты дистанционного обучения.
Задачи:
1. Проанализировать влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние учащихся.
2. Проверить гипотезы о том, что дистанционное обучение оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащихся.
3. Выявить проблемы в сохранении и укреплении не только психического, но и физического здоровья учащихся.
4. Изучить исследования специалистов.
Ключевые слова: дистанционное обучение; психоэмоциональное состояние; образовательный процесс; развитие и формирование личности; коммуникация.
Методы исследования: для сбора данных использовалась Методика онлайн-опроса.
В анкетировании приняли участие 50 респондентов - учащиеся различных общеобразовательных организаций в возрасте от 12 до 18 лет, обучающиеся дистанционно в период с марта по май 2020 года в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. Респонденты - жители разных субъектов Российской Федерации. Опрос проводился в электронной форме, в социальной сети «Вконтакте».
Вопросы опроса были сформированы по 3 блокам: учебная нагрузка, социальная коммуникация, общее состояние и настроение. Большую часть респондентов составили представители возрастной группы от 15 до 18 лет (60%, хотя опрос был разослан представителям и других возрастных групп. Отсюда можно сделать вывод о том, что старшие школьники в большей степени заинтересованы в оценке собственного восприятия форм организации образовательного процесса.
На вопрос о том, какие формы организации обучения использовались в период дистанционного обучения, 76,7% респондентов ответили, что преподаватели организовывали самостоятельную работу по предоставленным материалам (лекции, презентации, видеоуроки, то есть без непосредственного взаимодействия с педагогом; 56,7% респондентов указали, что занятия проходили в режиме онлайн посредством Skype, Zoom и других платформ для вебинаров и конференций. По этим результатам можно говорить о том, что дистанционное обучение основывалось в большей мере на самостоятельной работе учащихся.
Среди общих недостатков дистанционного обучения учащиеся отметили технические проблемы с интернетом (40%, а также сложность сосредоточения на учебной деятельности в домашней обстановке (38,3%).
Кроме прочего, 65% респондентов отметили, что увеличилась общая продолжительность выполнения домашних заданий, что повлияло на снижение физической активности и количество прогулок на свежем воздухе. Также 41% респондентов отметили большую рассеянность внимания по сравнению с очной формой, 56% отметили, что из-за отсутствия очной коммуникации запоминать материал стало значительно сложнее.
Мнения учащихся на вопрос о самочувствии разделились: 40% ответили, что чувствовали себя дома лучше, чем, когда посещали школу; 39% респондентов уставали дома сильнее; 21% опрошенных отметили, что ничего не изменилось. Учащиеся, которые выполняли все задания качественно и в указанный срок, испытывали большую усталость на дистанционном обучении по сравнению с очной формой, поскольку основную часть времени проводили за компьютером или телефоном. В то же время, находясь дома, учащиеся не тратили время на дорогу до учебного заведения, а в определенных случаях увеличилось время сна, что способствовало улучшению самочувствия.
На вопрос о коммуникационных связях со сверстниками 61,7% респондентов ответили, что им не хватало реального общения с одноклассниками, работы в групповых и парных формах, непосредственного контакта; 38,3% объяснили, что им было достаточно общения через социальные сети. При этом у 35% настроение в период дистанционного обучения было хуже, чем обычно: «угнетающе», «ужасно»; 34,2% высказали мнение о том, что настроение было лучше, чем обычно, а оставшаяся часть респондентов отметила, что особых изменений не произошло.
На вопрос о результатах обучения 45,8% респондентов ответили, что результаты обучения (качество знаний) стали хуже, и только 15% опрошенных ответили, что лучше усвоили материал, остальные респонденты не отметили никаких изменений. Также было установлено, что 46,6% опрошенных не желали бы использовать дистанционное обучение в дальнейшем; 38,2%, напротив, хотели бы использовать дистанционное обучение для образовательных целей. 14,2% опрошенных высказали неоднозначное мнение, в частности, учащиеся дали такие ответы : «Зависит от обстоятельств, в каждой форме обучения есть свои плюсы и минусы», «Да, но не постоянно», «Только если это теоретические предметы, не требующие консультации преподавателя» - то есть для большинства учащихся важна роль преподавателя в организации учебного процесса.
В результате анализа полученных данных можно констатировать следующее:
1. В процессе дистанционного обучения увеличилась учебная нагрузка и продолжительность выполнения домашних заданий, однако конечный результат стал хуже.
2. В процессе дистанционного обучения учащимся было недостаточно коммуникации как с преподавателями, так и со сверстниками, что негативно отразилось на протекании таких психических процессов, как восприятие, внимание, память и мышление.
3. Обучение в режиме онлайн негативно сказалось на общем самочувствии респондентов, ухудшение настроения произошло более чем у трети опрошенных.
4. Большинство учащихся не желали бы использовать дистанционную форму обучения в дальнейшем.
Результаты анкетирования учащихся выявили проблемы в сохранении и укреплении не только психического, но и физического здоровья обучающихся в условиях дистанцирования как всей жизнедеятельности, так и образовательной деятельности. Все вышесказанное дает основание утверждать, что дистанционное обучение оказывает в большей степени негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащихся.
Заключение
Дистанционное обучение негативно влияет на здоровье и психического состояние учащихся. Ученики испытывают наиболее острую необходимость в общении со сверстниками, в отсутствии которой, мотивация к обучению сильно снижается. При посещении дистанционных уроков учащиеся часто испытывают страх или стеснение при включении видеокамеры, учителям сложно учитывать психофизиологические, индивидуальные особенности; не несправедливое оценивание. С другой стороны, родители испытывают сложности с организацией режима дня, длительное пребывание за экраном телефона приводит к утомлению, что приводит к дополнительной нагрузке на здоровье.
По словам исследователей, сейчас детям больше всего необходима помощь специалистов. После продолжительного режима самоизоляции и дистанционного обучения 80% школьников пожаловались на возникновение депрессии, различных фобий, а также нарушения сна.
Однако, как объяснили «Газете. Ru» детские психологи, решение проблемы напрямую зависит от поведения родителей и требует проработки с их стороны.
На фоне дистанционного обучения в период пандемии более чем у 80% школьников развились психические проблемы. Согласно опросу, который провели специалисты Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава, депрессивные состояния выявили предположительно у 42,2% школьников, астенические состояния — у 41,6%.
На вопросы медиков ответили почти 30 тыс. школьников разных возрастов из 79 регионов России. Большинство из них — 69,2% — во время режима самоизоляции почти не выходили из дома.
В результате только каждый восьмой учащийся смог адаптироваться к новым условиям. У остальных, помимо депрессий также выявили ряд других психических расстройств : обсессивно-фобические состояния у 37,2%, синдром головных болей — у 26,8%, нарушения сна — у каждого второго учащегося (55,8%).
13,1% детей также испытывали подавленность, еще 44,2% замечали, что их настроение меняется несколько раз в день. В целом, подростки с трудом пережили режим самоизоляции — 21,2% назвали его невыносимым, 36,7% отнеслись к нему просто негативно. Нравилась самоизоляция лишь 16,8% опрошенных.
Полученные данные, отмечают авторы, говорят о необходимости массовой психологической поддержки детей и подростков. Однако, как заявил «Газете. Ru» директор Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий, сейчас в российских школах с этим существует большая проблема.
На важность вмешательства родителей в процесс восстановления школьников после режима самоизоляции и дистанционного обучения обратила внимание и внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы Анна Портнова.
Детский и подростковый психолог Татьяна Семенко отметила, что родителям стоит попытаться, в первую очередь, наладить контакт со своим ребенком, так как психологические проблемы рождаются из-за дефицита общения со сверстниками.
Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург, в свою очередь, призвал общественность не накладывать вину за психологические проблемы детей только лишь на дистанционное обучение. По словам педагога, для некоторых детей оно даже пошло на пользу, в том числе в вопросе их психического здоровья.
Согласно опросу Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава, у детей также были выявлены проблемы со здоровьем из-за регулярного использования смартфонов – непосредственно для учебы их ежедневно использовали 73,1% учащихся. Для разных целей каждый день к гаджетам обращались практически все школьники — 99,2%.
В целом из-за пандемии время школьников стало распределяться иначе – прогулки и физическая активность сократились более чем вполовину, в то время как компьютеру и смартфонам дети стали уделять на 46% времени больше.
Как результат — 18,1% стали жаловаться на покраснение глаз, еще 44,9% на общее утомление. Еще около 15% отметили шум в голове и заложенность ушей из-за постоянного использования наушников.
«При регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий смартфон следует рассматривать как серьезный фактор риска развития патологии зрения у детей и подростков», — подчеркнули авторы исследования.
Дистанционное обучение школьников показало, что современная цифровая школа не может предложить безопасные для здоровья технологии онлайн-обучения, заключают авторы.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что дистанционное обучение оказывает в большей степени негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащихся. Результаты исследования открывают перспективы для дальнейшего изучения проблем организации дистанционного обучения, а именно разработки педагогических условий, обоснования эффективности форм, методов и средств дистанционного обучения.