МААМ-картинки

Включение игровых технологий в образовательный процесс

Кира Маркова
Включение игровых технологий в образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы

Включение игровых технологий в образовательный процесс

В настоящее время общество отчётливо осознаёт необходимость перехода всей системы образования на гуманистическую парадигму (характеристику взаимоотношения духовного и реального миров). Гуманизация образования в наше время предполагает признание человека как личности, признание его прав на развитие и проявление его способностей. Гуманистическая концепция определяет основное направление образования – качественно новый процесс обучения (социальные нормы всестороннего воспитания и развития) и просвещения (приобщение к человеческой культуре).

Публикация «Включение игровых технологий в образовательный процесс» размещена в разделах

Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребёнка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) ребёнок создаёт личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.

Поскольку дошкольное образование входит в общую систему непрерывного образования, то дошкольное обучение должно логично и последовательно подводить малыша к школьному периоду, чем и обусловлен приоритет развивающего обучения с включением в этот процесс внедрение новых игровых технологий. Главной задачей в развитии детей дошкольного возраста мы видим целостное развитие ребёнка, создание условий для реализации индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, интересов детей в целях беспроблемной интеграции в дальнейшую образовательную среду. Для этого мы стараемся создать в группах наиболее комфортную атмосферу и снимаем, по возможности, стрессообразующие факторы. Это наиболее актуально в наших группах ввиду возраста малышей, которые только начинают своё путешествие в мире детского сада.

Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусств, формирование у них художественного отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребёнка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии). Как раз таки наиболее эффективными методами и является включение в воспитательный и образовательный процесс игровых технологий, позволяющих максимально раскрепостить, вдохновить детей.

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные, практические.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетического сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребёнка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребёнка.

Воспитательный компонент заключается в формировании у ребёнка художественного вкуса, эстетического сознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный момент выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуре, в обучении различным видам творчества.

Практических компонент цели заключается в овладении ребёнком ручных умений работать с красками, бумагой, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.

Основываясь на общедидактических принципах дошкольной педагогики и руководствуясь личностно-гуманным подходом к обучению, в своей работе мы выработали образовательные принципы для дошкольников (в частности для младших дошкольников) :

• познание и усвоение ребёнком прекрасного;

• проявление ребёнком его истинной индивидуальности, неповторимости, присущей только ему одному;

• своевременное и всестороннее развитие задатков и способностей.

Эти принципы соответствуют идее личностно-гуманного подхода к ребёнку в педагогическом процессе. Они определяют направленность педагогического процесса, образ деятельности педагога гуманного типа.

Изображение в рисунке, лепке, аппликации и различных композициях у младших дошкольников связаны с процессами переживания, сочувствия, эмоционального отношения к создаваемому образу. Даже для малыша важно как отнесутся к его работе взрослые и другие дети. Для нас взрослых важно, что ребёнок как бы строит композицию, располагая детали, предметы. Внося своё понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что малыш просто отображает окружающий мир, он его трансформирует, строит, используя разные способы, сочетая их между собой. В своей работе мы даём детям возможность, через различные игровые технологии, без назидательного элемента, проявить свои способности, реализовать творческие замыслы, воспитываем эстетический, художественный вкус. Для детей всегда в наличии хорошие качественные художественные материалы (бумага разного формата, плотности, оттенка, краска гуашь, акварель, глина, пластилин, цветные карандаши, кисти, цветные мелки, обеспечивающие развитие творческой деятельности дошкольников.

Одним из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности мы видим – организацию интересной содержательной жизни детей в условиях детского сада:

• организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

• общение с искусством;

• материальное обеспечение;

• учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

• организация атмосферы творчества;

• мотивация заданий.

Итак, основой художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка средствами творческой деятельности являются, по моему мнению:

• личностная позиция ребёнка, желание самовыразиться;

• развитие способностей к творческой деятельности;

• создание художественного образа – это личностное отношение ребёнка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных);

• взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

• изменение структуры педагогического процесса, методов педагогического руководства, использование игровых технологий. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребёнка на данном этапе работы уже принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несёт свою функцию. В нашем возрасте (младший дошкольник) роль сотворчества более активная, нежели в старших возрастах, где воспитатель принимает роль советчика и партнёра. Но на всех этапах личностная позиция ребёнка остаётся главной, ведущей, и мы воспитатели должны принимать её во внимание.

В чём же особенности игровых технологий и самих игр в процессе художественно-эстетического развития дошкольников…. Деятельность ребёнка может быть названа художественной, художественно-эстетической, если она непосредственно связана с различными видами искусств. К разновидностям художественной игры мы относим: театрализованные игры, музыкальные игры, игры, связанные с изобразительной деятельностью, художественно-словесным творчеством. Все эти игры (игровые технологии) могут выступать и как самостоятельные, и в тесных взаимосвязях. В данном случае речь идёт о художественно-эстетическом развитии дошкольников и его важнейших составляющих – музыкальной, изобразительной и конструктивно-модельной деятельности. Особая роль здесь обусловлена приоритетом в дошкольном детстве тех видов деятельности, в которых она реализуется. Разнообразное и методически правильное развёртывание этих видов деятельности в процессе общения детей со сверстниками и взрослыми помогает нам поспособствовать максимально личностному обогащению каждого ребёнка. Опираясь на методическое пособие «Художественно-эстетическое развитие ребёнка в дошкольном детстве» под редакцией Радыновой О. П. и Копцевой Т. А. мы видим, что пособие помогает педагогам в их стремлении соответствовать духу времени и концепции разработанного проекта ФГОС, и так же предлагает воспользоваться оригинальными методиками, приёмами, технологиями, в которых данная разработка находит своё воплощение. Данная методическая разработка помогает реализовать все задачи программы воспитания и обучения детей по художественно-эстетическому воспитанию. В своей работе мы опираемся на связь музыкальной, изобразительной и конструктивной деятельности предложенной авторами данной методики, для развития детского восприятия, повышенного внимания к эмоциональным переживаниям и проживаниям произведений искусства – будь то музыкальное произведение или образцы живописи или малые художественные формы. Ценность концепции программы «Диалог» состоит в том, что она подразумевает вариативность, предоставляет выбор педагога в различных занятиях, играх, даёт возможность проявить свои творческие возможности и возможность внедрить какие-либо свои разработки по развитию художественно-эстетического развития дошкольников. В основе художественно-эстетического развития лежит художественный опыт. В работе с детьми мы опираемся на разнообразные виды изобразительной деятельности : рисование (традиционное и нетрадиционное, лепка, конструирование, аппликация. Изобразительная деятельность чаще всего связана с творческой ролевой игрой, с возможностью привнести в деятельность различные новые методики, технологии, с возможностью вызвать интерес детей и к другим видам деятельность при проведении комплексный, интегрированных занятий. Это хорошо прослеживается на примере интегрированного занятия по изобразительной деятельности в младшей группе, где в целях отмечено развитие эстетического вкуса, развитие моторики, умение дополнять, украшать (проявлять творчество, воспитывать гуманные чувства.

Предлагаю рассмотреть примерный план интегрированного итогового занятия по изобразительной деятельности во 2 младшей группе:

Конспект НОД,Художественное творчество на тему "Осеннее дерево"

Интеграция областей «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтении художественной литературы», «Художественное творчество»

Задачи.

Воспитательные. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила

Развивающие. Расширять представления детей о природе знакомить с характерными особенностями. Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений за деревьями Развитие всех компонентов устной речи детей. На основе обогащения представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей

Обучающие. Овладение действием замещения реальных объектов и явлений. Дать представления о свойствах пластилина, техники работы с ним, вызвать желание лепить. Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони. Знакомить с сезонными изменениями (осень, прививать любовь к природе, учить замечать изменения в природе осенью., знакомить с деревьями Учить работать коллективно.

Материал. пластилин, доски, салфетки

Ход НОД

Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображение деревьев

- Ребята, кто знает какое сейчас время года? (Осень)

- Правильно! А теперь посмотрите на картинки, на них вы видите деревья, которые изображены в осенний период.

- Послушайте как в своем стихотворении «Осень» М. Ходякова рассказывает о осени.

Стихотворение «Осень»

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далекий

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года

осенью зовется.

Дидактическая игра «Найди осеннее дерево»

Воспитатель раздает детям картинки с изображением деревьев в разное время года

-Ребята, у вас на столе картинки с изображением деревьев в разное время года. Покажите мне, пожалуйста, картинку с осенним деревом.

Дети находят и показывают картинку

-Правильно!

- А почему вы так думаете? (Разноцветные листочки, листья опадают.)

- Да. Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. Деревья осенью очень красивые, но как только подует сильный ветер, листья с деревьев падают на землю.

-Ребята, давайте покажем как облетают листья с деревьев.

Физкультминутка

Воспитатель показывает как облетают листья с деревьев. Дети имитируют движение листьев под чтение стихотворения

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер- полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, завертелись

И на землю снова сели.

Знакомство с особенностями строения дерева

- Ребята, а вы знаете из чего состоит дерево? (Ствол, ветки, листья, корень)

Воспитатель демонстрирует картинку с изображением строения дерева : показывает ствол, корень, ветки

-Правильно. Дерево состоит из корней, которые находятся под землей, а на земле мы видим ствол и ветки, на которых растут листья. Деревья играют большую роль в жизни человека: они делают воздух чище, выделяют кислород, которым мы дышим, поэтому к ним следует относиться бережно и проявлять заботу: не ломать ветки, не рвать листья, не вредить ствол.

Стихотворение

Если я сорву листок, если ты сорвешь листок.

Если все и я и ты, если мы сорвем листки,

То окажутся пусты и деревья и кусты

И не будет красоты.

-Ребята, давайте мы с вами соберем осеннее дерево (ДА. Давайте)

Лепка «Осеннее дерево»

- Нам для работы потребуется пластилин, из которого мы будем лепить веточки для дерева Ребята, пластилин мягкий материал, легко раскатывается, сминается, разноцветный. Для того чтобы нам собрать осеннее дерево, нам понадобятся ветки, которые мы будем лепить из пластилина коричневого цвета. Я отщипну небольшой кусочек пластилина, сомну его в ладони и раскатаю его прямыми продольными движениями туда -обратно, а еще пластилин можно раскатать одной ладонью на твёрдой поверхности доски прямыми движениями. У вас на столе лежат доски и пластилин. Теперь вы можете приступать к работе и самостоятельно изготовить палочки - ветки из пластилина, путем раскатывания продольными движениями туда – обратно

Примечание: Воспитатель в процессе индивидуальной работы дает детям советы по поводу использования художественных материалов.

При затруднении воспитатель помогает ребенку

- Ребята, вы должны помнить, чтобы пластилин вам долго служил его нужно убирать в коробку, не смешивать и не разбрасывать. После лепки т стол и дощечку следует протереть влажной тканью. Необходимо сначала вытереть руки сухой тряпочкой или салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.

- Молодцы! Все старались лепить палочки-ветки для нашего дерева, наши ручки устали и пусть немного отдохнут

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго мы лепили Встряхиваем кистями перед собой

Наши пальцы утомились.

Пусть немного отдохнут

Дружно руки разведем Отвести руки назад –вперед отклоняясь на спинку стула.

И опять лепить начнем

Коллективная работа «Соберем осеннее дерево»

- Ребята, а теперь мы соберем из ваших палочек –веток осеннее дерево. Посмотрите, вы сделали маленькие палочки- ветки, а я большую палку- это будет ствол нашего дерева. Я беру ствол и прикрепляю путем прижатия к нему ваши палочки- ветки от большой к маленькой. Еще я покажу вам как можно сделать маленькие веточки к нашему дереву. Нужно раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным) ; получаются очень маленькие тоненькие палочки –веточки, я их прикреплю к нашему осеннему дереву. Посмотрите что получилось, .(Дерево)

- Но мне кажется, что тут чего не хватает. Как вы думаете чего? (Листьев)

-Верно. Посмотрите я заранее приготовила листья для нашего дерева, они разноцветные : желтые, зеленые красные и мы сейчас украсим ими наше осеннее дерево

Воспитатель прикрепляет листья к дереву.

Примечание: .Дети по желанию помогают воспитателю прикреплять ветки и листья к дереву.

-Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось из тех палочек – веток, которые вы сделали. Мы его поставим в уголке природы, вы в любое время сможете полюбоваться им и показать родителям.

Публикации по теме:

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Конспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахКонспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Наблюдение за осенней красотой природы Воспитательно - образовательный процесс на прогулках[/h4] старшая-подготовительная.

Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа)Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа) Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» Цели: Закрепить знание детей о свойствах лука; научить.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Включение игровых технологий в образовательный процесс
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 16:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Включение игровых технологий в образовательный процесс» (включая файлы) размещена пользователем Кира Маркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД