Алла Благодатских
Визуальная поддержка для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Перед тем как пойти в магазин, пишете-ли вы список продуктов? Или, может быть, в ежедневнике составляете план дел на день, неделю, месяц? Кто-то называет это инструментом тайм-менеджмента. В прикладном анализе поведения есть другой термин – визуальная поддержка.
Визуальная поддержка – это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.
Публикация «Визуальная поддержка для детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
У большинства детей с аутизмом визуальное восприятие хорошо развито, ориентируясь на него, педагоги и родители могут выстраивать общение с ребенком, помогать ему обучаться новому и закреплять полученные навыки визуальным подсказкам.
В детском саду можно использовать следующие виды визуальной поддержки : планшет (или доска) «Сначала-Потом», визуальное расписание, карточки PECS.
Планшет «Сначала-Потом» полезен, если вы учите ребенка с РАС следовать указаниям и обучаете его новым навыкам. Планшет мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное.
Также планшет «Сначала-Потом» обучает ребенка пониманию инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать планшет «Сначала-Потом», то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки.
Далее представлены шаги по использованию планшета «Сначала-Потом» :
- Решите, какое задание ребенок должен выполнить (сначала, и какое приятное занятие или награда ждет его (потом);
- Расположите на планшете изображения;
- Покажите планшет ребенку с короткой устной инструкцией;
- Немедленно предоставьте обещанный предмет или доступ к приятному занятию;
- Когда задание выполнено – привлеките внимание к планшету («Ты надел ботинки, теперь качели»);
- При необходимости напоминайте о планшете во время выполнения задания.
Для того, чтобы дети с РАС начали ценить планшет, они должны получать приятное занятие или желанный предмет сразу же после выполнения задания «Сначала». В противном случае ребенок больше не доверять тому, что изображено на планшете.
Инструкция должна быть краткой, без длинных «цепочек» объяснений и лишних слов. Например, «Сначала съешь овощи, потом пирожное».
Позднее, когда ребенок научится понимать планшет «Сначала-Потом», ему будет достаточно словесной инструкции.
Визуальное расписание - это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Цель визуального расписания – это помощь в конкретном деле: выполнении задания, гигиенической процедуре, вроде мытья рук, чистки зубов и так далее. Это делает ребенка более самостоятельным.
Далее представлено как использовать визуальное расписание :
- Решите, изображения каких занятий должны быть в вашем расписании;
- Расположите на расписании изображения выбранных событий;
- Ребенок должен увидеть расписание ДО начала первого события согласно расписанию;
- Перед началом события сделать подсказку: «Проверь расписание», физическая подсказка (постепенно уменьшается);
- После выполнения задания сверяемся с расписанием и переходим к следующему заданию.
Выбирайте только те занятия, которые действительно произойдут в данной последовательности. Старайтесь, чтобы в расписании чередовались приятные и не очень для ребенка события.
Система общения при помощи обмена карточками PECS была разработана для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению.
PECS — это английская аббревиатура. Она переводится как «коммуникационная система обмена изображениями». Это альтернативный способ общения, в котором вместо слов люди передают друг другу карточки с картинками. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.
Следует отметить, что педагогам необходимо пройти обучение, прежде чем начинать работу с карточками PECS.
Еще до того, как обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS, следует основательно подготовиться к обучающему процессу. Ввиду того, что на первоначальном этапе производится обучение навыков, с помощью которых ребенок выражает свои просьбы, желательно определить круг интересов ребенка, и те предметы, и действия, которые он обычно просит. На основе тестирования записать данные в таблицу. После того, как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы: фотокарточки, распечатанные картинки, нарисованные от руки карточки размером 5x5 см., липучки на клейкой основе, папка, пластиковые листы (подойдет мягкая доска для лепки).
Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов.
1 этап: «Как осуществлять общение». Основная цель - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, чтобы получить предмет, который он хочет. Ребенка обучают действию подачи карточки, но выбор отсутствует.
2 этап «Расстояние и настойчивость». На этом этапе происходит закрепление и обобщение навыка подачи карточки коммуникативному партнёру.
На 3 этапе «Различение карточек» происходит обучение различению карточек, когда первичные навыки коммуникации уже закреплены. Ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого / не желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникационной книге или на доске.
На 4 этапе «Структура предложения» ребенка учат просить предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, используя карточку «Я хочу».
На 5 этапе «Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос, ребенка учат спонтанно (инициативно)просить разнообразные предметы и отвечать на вопрос «Что ты хочешь?».
6 этап «Комментирование». На этом этапе ребенок учится комментировать происходящие события в его окружающей среде.
Таким образом, при использовании визуальной поддержки в своей работе мы должны делать основной акцент на ежедневном исключительно индивидуальном подходе к каждому ребенку с РАС, необходимо учитывать эмоциональную нестабильность ребенка, т. к. метод, который «работал» вчера, сегодня может быть ребенком не воспринят.