МААМ-картинки

Визуальная поддержка для детей с РАС

Алла Благодатских
Визуальная поддержка для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Перед тем как пойти в магазин, пишете-ли вы список продуктов? Или, может быть, в ежедневнике составляете план дел на день, неделю, месяц? Кто-то называет это инструментом тайм-менеджмента. В прикладном анализе поведения есть другой термин – визуальная поддержка.

Визуальная поддержка – это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.

Публикация «Визуальная поддержка для детей с РАС» размещена в разделах

У большинства детей с аутизмом визуальное восприятие хорошо развито, ориентируясь на него, педагоги и родители могут выстраивать общение с ребенком, помогать ему обучаться новому и закреплять полученные навыки визуальным подсказкам.

В детском саду можно использовать следующие виды визуальной поддержки : планшет (или доска) «Сначала-Потом», визуальное расписание, карточки PECS.

Планшет «Сначала-Потом» полезен, если вы учите ребенка с РАС следовать указаниям и обучаете его новым навыкам. Планшет мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное.

Также планшет «Сначала-Потом» обучает ребенка пониманию инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать планшет «Сначала-Потом», то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки.

Далее представлены шаги по использованию планшета «Сначала-Потом» :

- Решите, какое задание ребенок должен выполнить (сначала, и какое приятное занятие или награда ждет его (потом);

- Расположите на планшете изображения;

- Покажите планшет ребенку с короткой устной инструкцией;

- Немедленно предоставьте обещанный предмет или доступ к приятному занятию;

- Когда задание выполнено – привлеките внимание к планшету («Ты надел ботинки, теперь качели»);

- При необходимости напоминайте о планшете во время выполнения задания.

Для того, чтобы дети с РАС начали ценить планшет, они должны получать приятное занятие или желанный предмет сразу же после выполнения задания «Сначала». В противном случае ребенок больше не доверять тому, что изображено на планшете.

Инструкция должна быть краткой, без длинных «цепочек» объяснений и лишних слов. Например, «Сначала съешь овощи, потом пирожное».

Позднее, когда ребенок научится понимать планшет «Сначала-Потом», ему будет достаточно словесной инструкции.

Визуальное расписание - это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Цель визуального расписания – это помощь в конкретном деле: выполнении задания, гигиенической процедуре, вроде мытья рук, чистки зубов и так далее. Это делает ребенка более самостоятельным.

Далее представлено как использовать визуальное расписание :

- Решите, изображения каких занятий должны быть в вашем расписании;

- Расположите на расписании изображения выбранных событий;

- Ребенок должен увидеть расписание ДО начала первого события согласно расписанию;

- Перед началом события сделать подсказку: «Проверь расписание», физическая подсказка (постепенно уменьшается);

- После выполнения задания сверяемся с расписанием и переходим к следующему заданию.

Выбирайте только те занятия, которые действительно произойдут в данной последовательности. Старайтесь, чтобы в расписании чередовались приятные и не очень для ребенка события.

Система общения при помощи обмена карточками PECS была разработана для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению.

PECS — это английская аббревиатура. Она переводится как «коммуникационная система обмена изображениями». Это альтернативный способ общения, в котором вместо слов люди передают друг другу карточки с картинками. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.

Следует отметить, что педагогам необходимо пройти обучение, прежде чем начинать работу с карточками PECS.

Еще до того, как обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS, следует основательно подготовиться к обучающему процессу. Ввиду того, что на первоначальном этапе производится обучение навыков, с помощью которых ребенок выражает свои просьбы, желательно определить круг интересов ребенка, и те предметы, и действия, которые он обычно просит. На основе тестирования записать данные в таблицу. После того, как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы: фотокарточки, распечатанные картинки, нарисованные от руки карточки размером 5x5 см., липучки на клейкой основе, папка, пластиковые листы (подойдет мягкая доска для лепки).

Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов.

1 этап: «Как осуществлять общение». Основная цель - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, чтобы получить предмет, который он хочет. Ребенка обучают действию подачи карточки, но выбор отсутствует.

2 этап «Расстояние и настойчивость». На этом этапе происходит закрепление и обобщение навыка подачи карточки коммуникативному партнёру.

На 3 этапе «Различение карточек» происходит обучение различению карточек, когда первичные навыки коммуникации уже закреплены. Ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого / не желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникационной книге или на доске.

На 4 этапе «Структура предложения» ребенка учат просить предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, используя карточку «Я хочу».

На 5 этапе «Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос, ребенка учат спонтанно (инициативно)просить разнообразные предметы и отвечать на вопрос «Что ты хочешь?».

6 этап «Комментирование». На этом этапе ребенок учится комментировать происходящие события в его окружающей среде.

Таким образом, при использовании визуальной поддержки в своей работе мы должны делать основной акцент на ежедневном исключительно индивидуальном подходе к каждому ребенку с РАС, необходимо учитывать эмоциональную нестабильность ребенка, т. к. метод, который «работал» вчера, сегодня может быть ребенком не воспринят.

Публикации по теме:

Фотоотчет о тематическом дне «Благодарность, поддержка и отпор COVID-19»Фотоотчет о тематическом дне «Благодарность, поддержка и отпор COVID-19» Медицинские работники Луганской Народной Республики и медики всего мира оказались на передовой борьбы с коронавирусной инфекцией - работают.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции»Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции» Из-за пандемии коронавируса привычный уклад жизни большинства семей резко поменялся. Не работают детские сады и школы, закрыты кружки и.

Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возрастаПедагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую решаются все образовательные задачи. Великие педагоги рассматривали игру как.

План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей»План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей» План работы консультативного пункта предоставляющего психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Семинар-тренинг «Грантовая поддержка социальных проектов»Семинар-тренинг «Грантовая поддержка социальных проектов» Доброго времени суток, дорогие друзья! Общаясь с коллегами вчера по поводу проектов, а самое главное про поводу финансирования проектов,.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Автор публикации:
Визуальная поддержка для детей с РАС
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 18:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Визуальная поддержка для детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Алла Благодатских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД