Наталья Матюхова
Визитная карточка проекта «Да здравствует, мыло душистое!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта : «Да здравствует мыло душистое…»
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Цель проекта : создание педагогических условий для расширения знаний детей о свойствах мыла в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и закреплять представления детей о мыле, его свойствах и назначении.
2. Учить грамотно выражать свои мысли; пополнять активный словарь (учить подбирать прилагательные к существительным и составлять из них словосочетания).
Публикация «Визитная карточка проекта „Да здравствует, мыло душистое!“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
3. Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора.
4. В процессе познавательно - исследовательской деятельности повышать интерес детей к личной гигиене, доставлять удовольствие и положительные эмоции.
Развивающие задачи:
1. Развитие связной речи.
2. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и познавательного интереса.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательность, желание прийти на помощь.
2. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, получать радость от узнавания нового.
3. Воспитывать желание детей трудиться с удовольствием.
Разделы программы и интеграция образовательных областей: Проект рассчитан по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с учетом ФГОС ДО и охватывает такие направления как, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие, а так же игровую деятельность.
Возрастная группа – средняя
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели
Инновационные идеи: Проект отличает то, что знакомство с мылом и его свойствами происходит через комплекс мероприятий: беседы, опросы, занятия, эксперименты, практическую деятельность, а так же эксперименты по мыловарению в домашних условиях с участием педагогов и родителей.
Ожидаемые результаты.
1. У детей систематизируются знания о культурно - гигиенических навыках.
2. Сформируется некоторая самостоятельность в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
3. Дети овладеют знаниями, умениями и навыками по проведению экспериментальной деятельности при знакомстве со свойствами мыла и мыловарения.
3. Сформируется культура здорового образа жизни.
4. Дети узнают о последствиях «грязных рук».
Предварительная работа:
-экскурсия в прачечную;
-наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно – гигиенических процедур;
-активизация словарь (аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое) мыло; мыло пенится, скользит, несъедобное и т. п.);
-чтение «Мойдодыр», «Девочка чумазая», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», Э. Фарджон «Мыльные пузыри»;
-просмотр презентаций, видеосюжетов, мультфильмов.
ИКТ обеспечение: цифровой фотоаппарат, магнитофон, компьютер, проектор, ИД, сеть Интернет, мультимедийные презентации.
Актуальность. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Введение. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность, в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, а с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности, делая акцент на знакомстве со свойствами различных веществ, предметов, объектов и явлений. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.
Описание проекта. Решение задач сенсорного развития, овладения навыками экспериментальной деятельности осуществляется в проектной деятельности. Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельностью, был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющимся опытом, сформированным знаниям и умениям у детей среднего дошкольного возраста. Они очень любознательны и с интересом экспериментируют. Одна из основных задач средней группы – привитие культурно – гигиенических навыков. Практика показала, что дети не любят мыть руки с мылом, делают это только под присмотром воспитателя. Наша задача привить им интерес к гигиене, показать разнообразие свойств мыла. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Между двумя видами деятельности игрой и экспериментированием нет противоречий. В игре мотив заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Методы работы: исследовательские, наглядные, словесные, практические, игровые.
Формы работы:
1. Решение проблемной ситуации.
2. Чтение художественной литературы.
3. Наблюдение.
4. Беседы.
5. Игровая деятельность (игра-экспериментирование «Мыльные пузыри»)
Экспериментальная деятельность:
- эксперимент № 1 «Будет мыло пениться и грязь куда – то денется!» (привитие культурно – гигиенических навыков и гигиенические свойства мыла);
- эксперимент № 2 «Изучение свойств разных видов мыла туалетного и хозяйственного»;
- эксперимент № 3 «Изучение свойств жидкого и твердого мыла»;
- эксперимент № 4 «Мыльная пена», «Мыльные пузыри делаем сами»;
- эксперимент № 5 «Рисование при помощи мыльной пены».
- эксперимент № 6 (практическая деятельность) «Изготовление мыла в домашних условиях». И др. эксперименты.
Стратегия проекта.
I. Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта, обозначение проблемы.
2. Выделение цели и задач.
3. Выбор возможных источников информации. Изучение методической литературы.
4. Сбор информации по вопросам мыловарения : ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; получение знаний с помощью компьютерной сети Интернет; обращение к консультантам
магазина в отделе бытовой химии в данной области.
5. Разработка плана проекта.
6. Сотрудничество с родителями.
II. Исследовательско - практический этап:
1. Подготовка и проведение экспериментов по изучению свойств мыла.
2. Организация и проведение опытно - экспериментальной деятельности по мыловарению в домашних условиях.
3. Подготовка выставки мыла в детском саду «Мыло всякое нужно, мыло всякое важно!».
III. Заключительный этап (подведение итогов) :
1. Анализ выполнения проекта и достигнутых результатов.
2. Выставка мыла.
7. Презентация проекта.
Выводы и результативность. Весь материал был систематизирован и обобщен. В ходе практической деятельности у детей сформировались культурно-гигиенические навыки, появилась потребность в проведении гигиенических процедур, начала проявляться самостоятельность при проведении опытов. Дети познакомились с разнообразием мыла и его свойствами. Повысилась заинтересованность родителей в образовательной деятельности детей. Данный проект не закончен и продолжает свою реализацию.