Ксения Ионова
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «В мире слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной и игровой деятельности.
Задачи: создать условия для :
- закрепления употребления в речи синонимов, антонимов;
- закрепления понятия «звук», «буква», «слово»;
- развития фонематического слуха детей;
- развития внимания, логического мышления, творческого воображения;
- воспитания творчества, активности и самостоятельности.
Ведущая
Публикация «Викторина для детей старшего дошкольного возраста „В мире слов“» размещена в разделах
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас особенный праздник- праздник русского языка. Наше сегодняшнее мероприятие пройдет в духе соревнования. Ваша группа уже поделилась на две команды. Скажите, какое название вы придумали для своих команд?
Каждому народу дорог свой язык. А на каком языке мы с вами разговариваем? (на русском). Русский язык один из богатейших языков мира. Каждая страна имеет свой алфавит. Русский алфавит произошел от славянского, созданного в 863 г. двумя учеными монахами – братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Давайте вспомним наш алфавит.
Каждая команда по очереди называет
буквы алфавита (по цепочке)
Ведущая
Также мы используем русские буквы для написания слов. Скажите,
ребята, а чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.)
Какие вы знаете гласные звуки? Я хочу с вами поиграть в игру «Назови гласный звук». Выигрывает та команда, которая не допустит ошибок в назывании гласных звуков.
Проводится игра «Найди гласный звук»
Игра с мячом. Ведущая называет слово с одним и двумя гласными звуками, а дети определяют гласные звуки. Слова : Мак, бок, винт, лук, рот, сыр, мир, куст, рис, дом, суп, сэр, мыло, кумыс, утка, лужа, мука, рыба, липа, птицы, вода, труба
Ведущая
Значит, какие бывают звуки? (согласные и гласные) А согласные звуки какие бывают? (твердые и мягкие).
Ребята, у вас на столах лежат кружочки, давайте поиграем с ними в игру.
Проводится игра «Определи звук»
Я буду говорить звуки, если услышите гласный звук, то поднимите красный кружочек, если твердый согласный – синий, мягкий согласный – зеленый.
Ведущая
А сейчас мы поиграем в игру «Составь слово».
Проводится игра «Составь слово»
У каждой команды на столах лежат буквы. Из них необходимо составить слово, можно и несколько слов (Дети выстраиваются в слова, держа в руках буквы.)
Ведущая
Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению. Закончите стихи, которые я буду читать. Поиграем с вами в игру «Наоборот».
Проводится игра «Наоборот»
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — … («низко»,
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — … («близко»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай — … («конец»).
Заяц летом серый, а зимой -(белый)
Силач сильный, а малыш - (слабый)
Таблетка горькая, а шоколадка -(сладкая)
Персик сладкий, а лимон -(кислый)
Лужа мелкая, а река -(глубокая)
Кипяток горячий, а лед -(холодный)
Волк летом сытый, а зимой. (голодный)
Шарик легкий, а гиря -(тяжелая)
Волшебница добрая, а колдунья -… (злая)
Зимой погода холодная, а летом -… (теплая)
А есть еще «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Отгадайте, как можно по-другому назвать эти слова :
Команда, которая знает ответ, должна поднять флажок. Без флажка ответы не принимаются.
Бегемот - (гиппопотамом)
Дворец - (замком)
Лошадь - (кобылой)
Самолет -(аэроплан)
Камень - (булыжник)
Гора - (скала)
Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат одинаково, а обозначают разное. Например, ключ. Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет.
Какая команда назовет мне такое слово?
А сейчас я загадаю загадки вам, а вы их отгадаете. Та команда, которая знает ответ, должна поднять флажок.
Буквы значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит
И называется…. (алфавит)
Черные птички
На каждой страничке
Молчат ожидают
Кто их прочитает (буквы)
Всегда в работе, Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим (Язык)
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко». Вы должны будете закончить мою чистоговорку.
Проводится игра «Подскажи словечко»
Ра –ра –ра - дым поднялся от (костра).
Ра –ра –ра – у сластен в зубах (дыра)
Ро –ро –ро - у Мальвины друг (Пьеро)
Ру –ру –ру – скачет с сумкой (кенгуру)
Ри-ри-ри –горят ночью (фонари)
Рю-рю-рю –суп я рисов (сварю)
Рю-рю-рю – сирень я маме (подарю)
Ла –ла –ла – есть у птицы два (крыла)
Лу –лу –лу - кто наказан, тот в (углу)
Ба –ба –ба – у верблюда два (горба)
Га –га –га – в ступе бабушка (Яга)
Ча –ча –ча – птицы нет черней (грача)
Чу –чу –чу – свет потух, возьми (свечу)
Щи –щи –щи - в дождь наденем мы (плащи)
Ша –ша –ша - с ложки свесилась (лапша)
Жу –жу – жу – волк не страшен лишь (ежу)
Це -це –це – смерть кощеева в (яйце)
Ца- ца –ца – птица вывела (птенца).
Рю –рю –рю – я отлично (говорю).
Ребята, а вы знаете какие – либо скороговорки? Скороговорки делают нашу речь выразительнее. Скороговорки нужно произносить не только быстро, но и четко, проговаривая слова и звуки.
Команды по очереди повторяют скороговорки
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары!
Галка села на палку,
Палка ударила галку.
Жук жуку жужжал: «Жжжу-жжжу.
Я с ежом давно дружу…»
Собирала Маргаритка маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Я по камешкам пошел –
Шубу шелкову нашел.
Сорока с вороной спорила.
Тараторила, тараторила, ворону переспорила.
Из соседнего колодца.
Целый день водица льется.
Трое трубачей трубят в трубы.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку грека цап.
Ведущая
Да, ребята, я убедилась, как хорошо вы знаете свой родной русский язык. И сегодня в наших соревнованиях победила дружба!