Калинкина Светлана
Викторина для детей подготовительной группы и родителей «Знатоки птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина для детей подготовительной группы и родителей «Знатоки птиц»
Цель: формирование эмоционально-доверительных взаимоотношений родителей и детей посредством совместного мероприятия, обобщить знания детей о птицах.
Задачи:
•систематизировать знания детей о птицах;
•развивать смекалку, быстроту реакции;
•воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к природе, бережное отношения к ней.
Публикация «Викторина для детей подготовительной группы и родителей „Знатоки птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы о птицах (рассказы, сказки, стихи, загадки);
-заучивание пословиц и поговорок о птицах;
-знакомство с приметами, связанными с поведением птиц;
-наблюдение за птицами на прогулке;
-рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
-оформление выставки энциклопедий и художественной литературы о птицах.
Материалы и оборудование: эмблемы для команд; плакаты с названиями команд; плакаты «Птицы – друзья леса, сада, огорода!», «Ребята, любите и охраняйте птиц!»; два конверта с картинками, изображающими птиц; два подноса с семечками, семенами, ягодами, зерном и кусочками несоленого сала; две тарелки; две карточки с текстом «Восемь птиц»; фломастеры; грамоты для награждения; проектор, ноутбук; презентация слайдов с изображениями птиц.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята, родители, гости! Недавно мы простились с зимой, которая побаловала нас снежком и морозами, зимними забавами. Наступила весна-время перемен, долгожданное время года для птиц. Как вы считаете, почему птицы ждут весну?
(Ответы детей)
Воспитатель: Весна – это время возвращения перелётных птиц на родину. Неслучайно 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция (договор) об охране пернатых. С тех пор в первый день апреля отмечается Всемирный день птиц. В честь этого праздника мы сегодня проведём викторину «Знатоки птиц», в которой примут участие две команды: команда «Ласточка» (семья Ивановых) и команда «Стрижи» (семья Петровых). Давайте поприветствуем участников!
Звучит весёлая музыка. Команды выстраиваются перед зрителями.
Приветствие команд.
Команда «Ласточка»
Всем привет вам, господа!
Прилетели мы сюда!
Весна пришла - мы тут как тут!
“Ласточками” нас зовут!
Команда «Стрижи»
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только стриж!
Воспитатель: Дорогие участники викторины, вас ждут интересные вопросы и забавные задания. А правильность ваших ответов будет оценивать жюри. (Представление жюри)
Воспитатель: За каждый правильный ответ команда получает один балл. Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов.
День важный и нужный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собрались мы с утра!
Начать викторину скорее пора!
I конкурс. Разминка «Птичьи вопросы»
Воспитатель: Я буду задавать вопросы командам по очереди. Уважаемые участники, слушайте вопросы внимательно!
Вопросы команде «Ласточка»
1. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи)
2. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)
3. Какие птицы устраивают свои гнёзда в земляных норах? (Ласточки)
4. Самая маленькая птичка нашей страны? (Королёк)
5. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина)
6. Какие птицы стали героями балета? Как называется этот балет? (Лебеди. Балет «Лебединое озеро», автор музыки П. И. Чайковский)
Вопросы команде «Стрижи»
1. Какая птица не вьёт гнездо? (Кукушка)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 20 см)
3. Для чего нужны всем птицам хвосты? (Управление в полете)
4. Какая птица не спит ночами? (Сова)
5. Какую птицу называют воровкой? (Сороку)
6. Какие птицы не умеют летать? (Пингвин, страус)
Воспитатель: Молодцы, команды! Вы отлично справились с заданием! Уважаемое жюри, сколько баллов заработала каждая команда?
II конкурс. «Таинственный незнакомец»
Воспитатель: А сейчас я буду рассказывать о птице. После каждого предложения команды поочередно попытаются отгадать, о ком идёт речь. Побеждает команда, которая первой назовёт птицу.
1. Та птица небольшая, чуть больше воробья. У нее очень яркая и красивая окраска. На голове черная шапочка. Крылья и хвост тоже черные. На крыльях можно разглядеть светлые полоски. Грудка и шейка ярко-красные, чистого и ровного тона. Клюв у птицы черный, толстенький и широкий. Эта птица так называется, потому что появляется с первым зимним снегом. (Снегирь)
2. Эта птичка маленькая. Она похожа на балерину, все время будто танцует. Ловит насекомых ни в траве и ни в кустах, а на дорожке. У неё тоненькие, длинные ножки, она может заходить в воду и ловить там насекомых. А назвали её так, потому что она всегда трясёт своим хвостиком. (Трясогузка)
3. Он большой, черный, гнездо строит на вершине деревьев, а песню он свою не поет, а кричит, как будто в трубу: “Кру – Кру!”. А зовут его долгожитель, потому, что он может жить до 100 лет, даже до 150 лет. (Ворон)
4. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест)
5. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель).
Воспитатель: Закончился второй конкурс. Участники очень старались! А жюри оценит ваши знания.
III конкурс. «Птичье лакомство»
Воспитатель: Уважаемые участники! Сейчас ко мне подойдут капитаны команд и выберут конверты. Внутри находится картинка с изображением птицы, которую вам надо покормить. На столах лежит еда для птичек. Ваша задача - выбрать любимый корм вашей птицы и положить его на тарелку.
(Ягодами угостим снегиря, свиристель; зерном - воробья, синицу; хвоинками – глухаря; семечками - синиц, поползней, дятлов; семенами шишек - дятла, клеста; семечками подсолнуха - снегирей, синиц, воробьёв, поползней, голубей; сырое НЕСОЛЁНОЕ сало любят синички)
Воспитатель: Пока команды выполняют задание, приглашаю болельщиков поиграть в игру «Всякая всячина», ответить на вопросы.
Игра со зрителями «Всякая всячина»
Какая птица умеет танцевать? (Журавль)
Какая птица-символ мудрости? (Сова)
Какая птичка может летать хвостом вперед? (Колибри)
Какие птицы, высиживают птенцов, держа его на лапах? (Пингвин)
Что означает «пеликан» в переводе с греческого? (Мешок)
Какая птица обладает способностью спать в полете? (Аист)
Какое народное название у вороны? (Карга)
Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)
Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики)
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся)
Начальник курятника? (Петух)
Воспитатель: Подведем итоги конкурса «Птичье лакомство». Уважаемое жюри, сколько баллов заработала каждая команда?
IV конкурс. «Живые барометры»
Воспитатель: Птицы не только радуют нас своей красотой и чудесным пением. Они умеют предсказывать погоду, да так, что нашим синоптикам стоит у них поучиться. Поэтому существует множество народных примет о погоде, связанных с поведением птиц. Некоторые из этих примет мы сейчас вспомним. Итак, внимание! Я озвучиваю примету- команды должны сказать, как изменится погода.
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (Перед дождём)
2. Синички с вечера кормятся в кормушке дольше, почти до самой темноты. (Завтра будет метель или сильный мороз)
3. Свистит снегирь. (Скоро наступит зима)
4. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде)
5. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь)
6. Галки собираются большими стаями и сильно кричат. (К ясной погоде)
7. Вороны садятся на снег. (К оттепели)
8. Соловьи поют всю ночь. (К солнечной погоде)
9. Вороны протяжно и заунывно каркают. (Будет дождь)
10. Дятел долбит дерево, начиная снизу, и идет кверху, сдирая всю кору (обыкновенно больного дерева). (Предвещает суровую зиму и глубокие снега)
Воспитатель: Подведем итоги IV конкурса. Уважаемое жюри, вам слово!
V конкурс «Восемь птиц»
Воспитатель: А в этом конкурсе будут участвовать только родители. Уважаемые папы и мамы, я вам сейчас раздам карточки с текстом, в котором затаились названия восьми птиц. Отыщите их и подчеркните снизу фломастером. Время на выполнение задания – 5 минут.
Команды получают карточки с текстом.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
(Правильные ответы выделены в тексте. Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка)
Воспитатель: Пока взрослые выполняют очень непростое задание, мы с вами, ребята, поиграем в весёлую игру «Совушка».
Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Дети свободно двигаются по площадке, выполняют различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает, всё замирает, сова вылетает», все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло».
Воспитатель: Славно поиграли! Самое время подвести итоги V конкурса. Вам слово, уважаемое жюри!
Воспитатель: Друзья, давайте попробуем хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, без соловья в роще, без кулика на болоте и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! Как человек может проявить заботу о пернатых друзьях?
Дети читают стихотворение З. Александровой "Птичьи песни"
Я знаю все, о чем поют
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнёзда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат".
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят –
Они и там и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет –
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!"
И мы не будем разорять! –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
Воспитатель: Но вот и подошёл к завершению наш праздник, посвященный Дню птиц. Предоставим слово нашему уважаемому жюри.
Подведение итогов викторины. Награждение победителей и участников.