Елена Сальникова
Сценарий викторины «Что мы знаем о России?» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина «Что мы знаем о России»
Для детей подготовительной группы
Цель: формировать патриотические чувства
1) Обобщить и систематизировать представления детей о России как о стране, в которой мы живем.
(«Познавательное развитие».)
2) Активизировать речевую деятельность детей. («Речевое развитие».)
3) Формировать чувство любви к своей Родине и гордости за свою страну. («Социально-коммуникативное развитие».)
4) Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и художественные произведения.
Публикация «Сценарий викторины „Что мы знаем о России?“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Россия. Викторины, интеллектуальные игры
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2022
(«Художественно- эстетическое развитие».)
Предварительная работа: чтение художественной литературы В. Степанов «Моя родина – Россия»,
произведения С. Есенина, Бальмонта, З. Александровой и т. д.
Рисование
«Здания нашего города», «Машины едут по улице»,
«Достопримечательности нашего города». Занятия и беседы с детьми
«Планета Земля», «Мой родной город», «Животные и растения средней
полосы России», «Знакомство с символикой России», «Мы – россияне».
Разучивание пословиц и поговорок о Родине, стихотворений о родном крае.
Оформление выставки и создание макета к тысячелетию Ярославля «Наш
город»
Материалы и оборудование: атрибуты для проведения викторины : картинки с изображением достопримечательностей родного города, Санкт-Петербурга, изображения государственного гимна и флага РФ.
Ход совместной деятельности:
Ведущий: Сегодня у нас не обычное занятие, а занятие-соревнование. Будут
состязаться в своих знаниях две команды. Капитан первой команды (название) –
(имя ребенка, капитан второй команды (название) – (имя ребенка). За
правильные ответы команды получают фишки. Победителя ждет приз.
Напоминаю правила: ответы выкрикивать нельзя, спрашиваю только при
поднятии руки, перебивать выступающих также нельзя. Оценивается быстрота
и точность ответа. Желаю удачи.
Каждая команда читает стихотворение.
1 команда
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? Стихи М. Матусовский
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина.
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина.
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где - то в шкафу мы нашли,
А может она начинается
Со стука вагоннах колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
Я себя не мыслю без России. Лисянский М.
Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.
Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.
Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,
Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей.
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!
1. «Родная страна»
1. Назовите государственные символы России.
2. Что обозначают цвета флага?
3. Что изображено на гербе России?
4. Назовите столицу России.
5. Угадайте по фотографиям достопримечательности Москвы.
6. Назовите пословицы о Родине.
7. Игра «Собери наш герб, флаг» (пазлы)-команды выполняют на время
Динамическая пауза «Мы шагаем…»
Педагог произносит текст:
- Мы шагаем, мы шагаем
Никогда не устаем,
Руки кверху поднимаем, приседаем и встаем.
Педагог задает вопросы «Родная страна» :
- назовите столицу России (город-герой Москва);
- назовите государственные символы России (герб, флаг, гимн)
2. «Родной город»
1. Как называется наш город?
2. На какой реке он стоит?
3. Угадайте по фотографиям его достопримечательности.
4. Какие виды транспорта есть в родном городе?
5. Какие улицы нашего города вы знаете?
3. «Родная природа»
1. Сколько всего времен года, перечислите их.
2. Игра «Когда это бывает?». (См. приложение.)
3. Назовите пословицы об осени, зиме, весне, лете.
4. Мультимедийная игра «С какого дерева листок».
5. Назовите животных средней полосы России.
6. Назовите зимующих птиц нашей области.
4. «Праздники»
-В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить, как называются эти праздники.
Дед Мороз принес подарки,
Их под елочку кладет.
Наступил веселый, яркий,
Лучший праздник… (Новый год).
Чтоб на всей большой Земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале
День… (Защитника Отечества).
Если нам куда-то надо,
Путь найти поможет карта.
Если нам нужны награды,
Быстрый бег начнем со старта…
А весной мы встретить рады
Женский день… (8-ое марта).
Идет парад, гремит салют,
Звучит оркестр там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный… (День Победы).
Заключительный этап Воспитатель подводит итог викторины, подсчитывая количество фишек у обеих команд.
- Молодцы, ребята! Сегодня вы доказали, что много знаете о нашей стране. Значит, вы растете достойными гражданами России. Ведь настоящий гражданин должен все знать о своей стране. (Вручение наград победителям - медальки с надписью «Я люблю Россию!» под фонограмму песни «У моей России»
Приложение
Дидактические игры
«Когда это бывает»
Цель игры: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах осени, зимы, весны, лета.
Ход игры
1. Воспитатель предлагает послушать стихотворение и определить, о каком времени года в нем говорится.
Листья опадают,
Птицы улетают,
Медведи засыпают.
Когда это бывает? (Осенью)
Снег на полях,
Лед на реках,
Новый год встречаем.
Когда это бывает? (Зимой)
Тает снежок,
Ожил лужок,
Птички прилетают.
Когда это бывает? (Весной)
Цветы расцветают,
Хлеба созревают,
Солнце припекает.
Когда это бывает? (Летом)
2. Воспитатель называет приметы времен года, а дети должны отгадать, о каком времени года идет речь.
• У клена листочки пожелтели.
• Зайчик носит белую шубку.
• В лесу появились первые подснежники.
• Созрела земляника.
• Все купаются и загорают. -
• Перелетные птицы улетают на юг.
• Реки покрыты льдом.
• Начался листопад.
• Часто идет дождь, дует холодный ветер.
• Наступает Новый год.
• Можно кататься на лыжах, на санках;
• Ярко светит солнце, птицы выводят птенцов.
«С какого дерева листок»
Цель игры: закрепить названия деревьев русского леса.
. Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий.
• С какого дерева прилетел этот листок?
Дети отвечают: с дуба, с березы, с клена, с рябины, с каштана с орешника и т. д.
«У кого какой домик»
Цель игры: закрепить знания детей о жилища : диких животных, птиц, насекомых.
Ход игры
За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки. В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель.
Возможны два варианта игры.
Первый вариант: воспитатель называет животное, дети — его жилище.
Второй вариант: воспитатель называет жилище, дети - его хозяина.
Например:
У медведя — берлога
У волка – логово
У белки-дупло
У ежика-нора.
У муравья – муравейник
У птицы – гнездо
У пчелы – улей.
У улитки - раковина
И наоборот:
Кто живет в берлоге? Медведь и т. д.
«Из чего построен дом»
Цель игры: закрепить знания детей о том, из чего строятся дома, обогащать словарь относительными прилагательными.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям встать в круг и говорит: «Ребята, дома бывают разные: большие и маленькие, новые и старинные. Давайте вспомним, из чего дома строятся». Воспитатель называет строительный материал и бросает мяч ребенку, а тот называет, какой это дом и возвращает мяч воспитателю.
Из кирпича - кирпичный.
Из бетона - бетонный.
Из дерева - деревянный.
Из глины - глиняный.
Из камня - каменный.
Из стекла - стеклянный.
Изо льда- ледяной.
Из пряников - пряничный.
Из бумаги - бумажный.
Вместе с воспитателем в конце игры дети выясняют, бывают ли бумажные, пряничные дома на самом деле.
«На чем едем, летим, плывем»
Цель игры: закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта: воздушного, наземного, водного.
Ход игры
Воспитатель:
Сегодня мы отправимся в путешествие, но вам придется отгадать, на чем мы поедем.
Воспитатель предлагает детям варианты описания разного транспорта.
Этот транспорт ездит по городу, перевозит пассажиров, у него четыре колеса, много окон, сидений, кондуктор продает билеты. Что это? (Автобус.)
• У этого транспорта нет колес, нет крыльев, но есть штурвал, им управляет капитан, он плавает по рекам и морям. Что это? (Корабль.)
• У этого транспорта есть два крыла. Он летает. Что это? (Самолет.) И т. д.
«Родные улицы»
Цель игры: в игровой форме закрепить названия улиц родного города.
Ход игры
Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
• Что такое улица?
- Кто такие пешеходы?
- Как надо переходить улицу? (если есть светофор, если его нет)
• На какой улице стоит наш детский сад?
• Какие еще улицы нашего города вы знаете?
• Что такое площадь?
• Какие площади нашего города вы знаете?
• Как называется главный проспект нашего города?
В конце игры воспитатель подчитывает фишки, побеждает тот, кто набрал больше.
«Кто в какой стране живет»
Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.
Ход игры
Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.
Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборное плотно выставляется картинка с изображением ребенка, который держит в руках соответствующий национальный флаг.
Кто живет в России? - Россияне
Кто живет в Японии? - Японцы
Кто живет в Китае? - Китайцы
Кто живет в Грузии? - Грузины
Кто живет в Англии? - Англичане
Кто живет в Испании? - Испанцы
Кто живет в Бразилии? - Бразильцы и т. д.
Мультимедийная игра «Узнай флаг»
Воспитатель предлагает найти российский флаг среди других флагов.
Педагог продолжает викторину следующими вопросами:
- что обозначают цвета флага? (белый - чистота, синий - преданность, честность, красный- мужество);
- назовите рода войск нашей армии (сухопутные, военно-морские, военно-воздушны
Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе, научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.