Марина Аблялимова
Виды мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
1) фоновая моторика;
2) двигательные реакции на отдельные раздражители.
Фоновая моторика – это непрерывное состояние двигательных систем, являюще-еся как бы моторным фоном для проявления психической активности. Она включает: мышечный тонус, тремор, спонтанную двигательную активность.
Мышечный тонус – несильное стойкое напряжение мышц, не сопровождающееся утомлением, направленное на поддержание статики тела и уравновешивание различных движений, а также сигнализирующее о потенциальной двигательной активности. Мы-шечный тонус обычно предполагает быстрое включение мышц в работу, то есть как бы их предстартовую готовность к выполнению движений.
Публикация «Виды мелкой моторики» размещена в разделах
Тремор – быстрые ритмические колебательные движения частей тела, вызванные непроизвольными сокращениями соответствующих мышц. Тремор играет роль фактора, стабилизирующего основное движение, которое может исполняться неточно из-за вре-менной задержки корректирующей нервной импульсации, непрерывно поступающей в эффекторные центры по ходу движения. Таким образом, тремор способствует успешному точному выполнению основного движения.
Спонтанная двигательная активность – это непроизвольные непрерывные микро-движения скелетной мускулатуры, обусловленные взаимодействием организма со средой и направленные на поддержание его общего энергетического баланса и приводящие к не-заметным общим колебаниям тела. Причины этих колебаний до конца не выяснены.
Двигательные реакции на отдельные раздражители – это отдельные реакции на конкретное воздействие побудителя: сенсомоторные реакции, эмоциомоторные реакции, идеомоторные реакции.
Сенсомоторные реакции – это двигательный ответ на сенсорную стимуляцию. В более широком плане это взаимодействие сенсорных и двигательных составляющих пси-хической деятельности. На основании сенсорной информации, поступающей от анализа-торов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений.
Эмоциомоторные реакции – это группа реакций, обусловленных взаимодействием аффективных и двигательных составляющих психической деятельности. Фактически, это двигательные ответы на аффективные, в первую очередь эмоциональные, переживания. В этих реакциях реализуются функции эмоций.
Идеомоторные реакции. Их суть состоит в еле заметном даже для самого субъекта выполнении движений, о которых он подумал. Иначе говоря, представление о каком-либо движении даже без намеренья его совершить вызывает импульсацию соответству-ющих мышц, что ведет к реальному выполнению этого движения, но только по очень ма-ленькой, практически незаметной амплитуде.
В. В. Никандровым были также определены основные характеристики мелкой мо-торики, куда он отнёс такие показатели, как сила, быстрота, координированность, пла-стичность, ловкость, выносливость [20, 102].
Сила – предельный уровень физического напряжения, развиваемого основными группами скелетных мышц индивида.
Быстрота – присущая индивиду скорость (средняя и максимальная) выполнения движений.
Координированность – согласованность различных движений во времени, про-странстве и по силе, имеющая цель достижение определенного двигательного результата. Хорошая координированность обычно предполагает широкий диапазон темпоральных возможностей и склонность к ритмизации движений.
Пластичность – согласованность амплитуд (пространственных границ) движений, позволяющая плавно переходить от одного движения к другому, объединяя их в целост-ный комплекс с единым выразительным эффектом.
Ловкость – высокая степень координированности и быстроты в сочетании с эко-номичностью и рациональностью движений.
Выносливость – способность к поддержанию заданного уровня двигательных ха-рактеристик (силы, скорости, точности, модальности, координированности, темпа, ритма) при длительном или многократном исполнении движений.
Таким образом, мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в вы-полнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обос-нование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка является своевре-менное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологиче-ские процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Особенно ве-лико влияние двигательной активности на физическое и нервно-психическое развитие детей. Несвоевременное развитие движения оказывает пагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте