Алла Саламатина
Весна. Перелетные птицы.
Тема «Весна», «Перелетные птицы»
Задание 1. Родителям и педагогам рекомендуется:
• вспомнить с ребенком перелетных птиц (скворца, ласточку, журавля, соловья, стрижа, жаворонка, грача, кукушку);
• рассмотреть изображения этих птиц на иллюстрациях, обсудить их внешний вид и отличительные признаки;
• рассказать, откуда они к нам прилетели, какую пользу приносят перелетные птицы;
Публикация «Весна, Перелетные птицы,» размещена в разделах
• по возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке, научить ребенка узнавать грача и скворца, находить общие и отличительные признаки этих птиц;
• учить ребенка бережному отношению к живой природе;
• вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;
• обратить внимание на сезонные изменения в природе.
Задание 2. Прочитать ребенку стихотворение и обсудить его.
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей.
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)
Задание 3. «Подскажи словечко».
На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его —. (скворец).
Задание 4. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам или на слух).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.
Задание 5. Дидактическая игра «Кто прилетел?». (Взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: да или нет.)
Задание 6. Дидактическая игра «Узнай по описанию». (Взрослый описывает внешний вид какой-нибудь перелетной птицы, а ребенок ее узнает и называет.)
Задание 7. Составление описательного рассказа
1. Цвет. (Цвет оперенья птицы).
2. Части тела. (Назови части тела).
3. Гнездо. (Назови её птенцов).
4. Осень. (Когда птицы улетают в теплые края).
5. Насекомые. (Чем питаются птицы).
6. Человек. (Какую пользу приносят человеку).
Грач.
Примерный рассказ по таблице.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.
Задание 8. Учимся сравнивать. Учите сравнивать между собой живые и неживые предметы.
а) что общего между настоящей птичкой и игрушечной, и чем они
отличаются;
б) что общего между животными и птицами, и чем они
отличаются;
в) что общего между птицей и самолетом, и чем они отличаются.
Задание 9. Дидактическая игра «Один — много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного) : один грач — много грачей, одна кукушка (стриж, ласточка,.).
Задание 10. Вырезать картинки с изображением перелетных птиц и вклеить их в альбом.
Задание 11. Дидактическая игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : соловей — соловушка, журавль — журавушка, лебедь — лебедушка. .
Задание 12. Дидактическая игра «У кого — кто» (упражнение в словообразовании в единственном и множественном числе).
У грача — грачата, у скворца —. , у грача — грачонок, у журавля —. .
Задание 13. Закончи предложение. Предложите ребенку закончить предложение словами «длинноногий журавль»
В поле я увидел. (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за. (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный. (длинноногий журавль). Я хотел подойти к. (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась ё небе. (длинноногий журавль). Я рассказал маме о. (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать. (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к. (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за. (длинноногим журавлем).
Задание 14. Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Грач вылетел. гнезда. Грач прилетел. гнездо. Грач подлетел. гнезду. Грач кружит. гнездом. Грач сел. ветку. Грач ходит. пашне.
Задание 15. Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».
Вопросы. Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?
Пересказать рассказ «Предвестники весны» по вопросам.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
Вопросы. Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали?
Объяснить ребенку выражение «предвестники весны».
Задание 16. Пересказать рассказ от первого лица.
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.
Объяснить ребенку значение слова скворечник.
Задание 17. Дидактическая игра «Закончи предложение».
На дереве гнездо, а на деревьях. (гнезда). На ветке сук, а на ветках.. В гнезде птенец, а в гнездах —. . На дворе дерево, а в лесу —. .