Светлана Нихорошкина
Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием
▼ Скачать + Заказать документы
Я не буду говорить об актуальности экономического воспитания дошкольников. Об этом сказано уже достаточно. Мне хотелось более подробно остановиться на детской игре как одной из форм экономического воспитания. Всем известно, что игра в жизни ребенка занимает главное место. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни, а для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.
Публикация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям. Поддерживайте этот интерес, стремитесь к формированию у детей работать красиво, быстро, как «мастера своего дела». Это даст свои положительные плоды в будущем.
Дети любят играть «в кого-нибудь» или «во что0нибудь» : в строителей, в больницу, магазин, школу, детский сад и т. д. Этим сюжетно-ролевым играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимательская деятельность, насыщенная положительными эмоциями.
Итак. Экономика тесно связана с математикой. Поэтому знакомство с простейшими экономическими знаниями начинается через сюжетно-ролевые игры. Таким образом, происходит усвоение теоретических и фактических знаний через выработку практических навыков. Воспитатель, организуя сюжетно-ролевую игру, постепенно вводит экономические знания, основанные на математических действиях : количественные отношения, счет, измерения. Такие игры рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю под контролем педагога. Самостоятельно в эти игры дети могут играть и в другие дни.
Во всех возрастных группах детского сада широко распространены игры в «Магазин», «Детский сад», «Семья». Дети здесь «покупают», «продают», «меняют», «работают». В данные игры педагог вводит некоторые составляющие семейного бюджета: пенсия, заработная плата, стипендия, а так же раскрываются представления детей о доходах и их увеличении или уменьшении.
В нашей группе дети очень любят играть в «Зоопарк». Для игры мы все вместе подбираем игрушечных животных каждого вида (не менее 10 штук, строительный материал или мягкие модули, из ЛЕГО строятся загоны для животных, из цветной бумаги или пластилина готовится «корм» для животных.
Определяются роли: директор зоопарка, экспедитор (который привозит новых животных в зоопарк, рабочие, ветеринар, повар и др. Экспедитор должен поехать за животными, но, прежде чем отправиться в путь ему нужно запомнить, какое количество и каких животных привезти. После доставки тех или иных зверей экспедитор должен рассказать директору, каких и сколько привез животных, в какую клетку поместил и т. д. В дальнейшем игра будет развиваться, появляться новые роли. Так строитель, которые расширяет зоопарк и строит новые клетки, определяет, сколько животных может жить в клетке. С возрастом детей игра «Зоопарк» плавно может перейти в игры «Путешествие в дальние страны», «Цирк».
В другой день детям предлагается поиграть в игру «Детский сад». По сколько многое в содержание игры детям знакомо (они знают, кто работает в детском саду: заведующая, воспитатели, няни, повар, медицинская сестра; имеют представление о том, какую работу они выполняют, как помогают друг другу) то следует лишь уточнить. Обогащая знания детей о труде сотрудников детского сада, обратите внимание на то, как и с какой целью они используют счет.
Открываем новый детский сад! В игре выделяются роли заведующей, воспитателей, няни, завхоза, шоферов, грузчиков. Тем, кто выполняет роль заведующей детским садом, воспитателя и няни вновь открывающегося детского сада, нужно учитывать количество денег (бюджет, количество воспитанников в группе (кукол) и число предметов мебели, посуды, игрушек, которые необходимы для оборудования групп. Шоферы должны запомнить количество и размер мебели, игрушек, доставить их в детский сад и отчитаться заведующей. Завхоз должен выдавать инвентарь в каждую группу. Все сотрудники получают заработную плату.
На первых порах роль заведующего на себя берет воспитатель, который в дальнейшем вводит роль банкира, директора мебельного магазина, продавца булочной и такие понятия как товар, продукт, услуга, цена, дороже-дешевле.
В игры «Зоопарк» и «Детский сад» органично вписывается игра «Бензозаправочная станция». В игре намечаются роли диспетчера гаража, оператора, шоферов. Диспетчер гаража выдает шоферам путевые листы, определяет назначение рейсов (перевезти строительный материал, доставить продукты в детский сад или магазин, привезти зверей в зоопарк и так далее). Шофер, отправляясь в рейс должен заехать на заправку: сказав оператору, какое количество бензина необходимо для бака, найти среди разложенных цифр карточки с нужными числами.
Желательно чтобы в играх были достаточно активны как девочки, так и мальчики. Иногда наблюдаются случаи, когда мальчики не включаются в игру, характерную для девочек, считая роли «не мужскими».
Следует заметить, что дети с удовольствием играют в такие игры как «Реклама», «Выставка», им нравится рассказывать о предмете, описывать его от своего имени. Например, «Я - кукла, меня сделали люди своими умелыми руками. Я умею ходить и говорить. Над моим платьем трудились модельеры, художники, портные. Визажисты, стилисты придумали мне прическу».
Все дети любят рекламу. Почему бы эту любовь не использовать в образовательных целях? В подготовительной группе можно создать рекламный ролик какого-либо производства. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.
Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием способствуют самоутверждению воспитанников, развивают настойчивость, стремление к успеху, учат детей планировать, прогнозировать.
Для обогащения сюжетно-ролевых игр экономическими знаниями необходимо расширять словарь детей элементарными экономическими понятиями. В этом педагогам поможет «Экономический словарик Мишки-бизнесмена» из книги Л. В. Кнышевой «Экономика для малышей, или Как Мишка стал бизнесменом».
Таким образом, сюжетно-ролевая игра помогает сделать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций.
Литература
1. Албу. З. Воспитываем бережливых// Дошкольное воспитание. – 1989. № 6.
2. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. – М., 2003.
3. Кнышева. Л. В. Экономика для малышей, или Как Мишка стал бизнесменом. – М., 1995.
4. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. – СПб., 2001.
5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием : Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд., дораб. – М., 1993.