Солодуха
Проведение игровых занятий в отделении сопровождения семей с детьми с ОВЗ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках специализированной социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр. Территория возможностей»
Важная задача – научить ребенка играть
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае, они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему- либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут.
Публикация «Проведение игровых занятий в отделении сопровождения семей с детьми с ОВЗ, Опыт работы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
В отделении сопровождения семей с детьми с ОВЗ,специалистами отделения проводятся игровые занятия по обучению игровым навыкам. Игровые занятия проходят в индивидуальной и подгрупповой формах. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления т. д., развивается его эмоционально-волевая сфера.
Играя вместе с детьми, у детей возникает желание высказываться, проявлять чувства. Специалисты отделениявсегда поддерживают желание и инициативу ребенка. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. Каждый ребенок индивидуален, и игры, проводимые специалистами, подобраны так, чтобы ребенок поддерживал к ним интерес.
Специалисты приучают детей бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Если возраст ребенка не позволяет убирать игрушки самому, то малыш подает игрушки, а специалист раскладывает на место. Это в последующем научит ребенка самостоятельно справляться с заданием.
Большая работа проводится специалистами с родителями детей с ОВЗ.
Из бесед с родителями, дети любят помогать дома по хозяйству. Знакомство детей с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи, проходит с интересом, т. к. специалисты отделения знают заинтересованность детей игрой «Кому что нужно?». Предлагают подобрать картинки или предметы, которые потребуются маме для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка, папе в работе по дому (молоток, пила, гвозди, другие инструменты, бабушке при вязании (спицы, моток шерсти).
Как правило, дети с ОВЗ неуклюжи, поэтому специалисты отделения отводят определенное время подвижным играм: дети ходят и бегают по беговой дорожке, ходят по тропе здоровья, «ныряют» в сухой бассейн. Такое оборудование специалисты используют для детей в микрореабилитационном центре отделения. В этом же центре очень много дидактического материала для игровых занятий с детьми. Специалисты в игровой форме знакомят детей с цветом, формой, величиной предметов, прививают навыки пространственной ориентировки.
Ребенок с ОВЗ, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Специалисты отделения на подгрупповых игровых занятиях используют проведение с детьми сюжетно-ролевых игр. Например, «больница», где дети с удовольствием «лечат», используя разные атрибуты к игре, включая работу «скорой помощи»; «парикмахерская», здесь дети выполняют игровые действия, увиденные в обычной жизни, когда приходят с родителями на стрижку в парикмахерскую; «дом», «семья», «праздники» включает важную роль специалиста при обучении игре, применяя личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку. В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действие с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Для проведения каждой игры специалист подготавливает детей: формирует представление о профессиях, затем подготавливаются атрибуты игры. После проведения игры, специалистом обязательно проводится беседа : во что играл? Кто кем был? Что делал?
Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для детей с ОВЗ, поэтому длительное время они нарушают порядок действий в цепочке. Например, игра «больница» сначала делают укол, а потом спрашивают что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут подсказки специалиста.
Обучение сюжетно-ролевой игре, занимает важное место в коррекционно-развивающей работе, и специалисту отделения нельзя считать время потерянным, если ребенок не научился играть самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Специалист добивается решения задач по формированию коммуникативных навыков, формирует знания и умения доброжелательного общения (хорошие манеры, помогает сформировать у детей умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать, радоваться, огорчаться. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами.
Таким образом, проведение игровых занятий в отделении сопровождения семей с детьми с ОВЗ, является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребёнка. Игра – это естественная для ребенка с ОВЗ форма познания мира. Взаимодействуя с ребенком посредством игры, специалист отделения учит детей с ОВЗ не так, как ему удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Социальный педагог ОГКУ С О «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово» отделение сопровождения семей с детьми с ОВЗ : Солодуха Т. В.