Елена Ковтун
Ваш ребенок — леворукий! Что делать?
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребёнок – леворукий! Что делать?
Составила: учитель-логопед Ковтун Е. М.
май 2024 год
Появление ребёнка-левши повергает родителей в шок. Откуда? Почему? Как с ним быть? Надо ли переучивать? Эти вопросы обрушиваются на головы родителей.
У всех народов, вовсе века рождались необычные люди. От большинства они отличались тем, что главной их рукой была не правая, а левая. Оказалось, что левши отличаются от других людей не только предпочтением левой руки, но и целым рядом других особенностей развития жизни.
Публикация «Ваш ребенок — леворукий! Что делать?» размещена в разделах
Поворот в ту или иную сторону начинается в утробе. Примерно на третьем-четвертом месяце правое полушарие начинает преобладать над левым и брать на себя развитие областей, которые впоследствии будут отвечать за речь и письмо. Далее преобладание закрепляется, а мозг перестраивается настолько, что левая рука становится доминирующей. Но при частичной перестройке он может переключиться и в обратную сторону. Иногда не полностью. И тогда человек будет сочетать в себе признаки как левши, так и правши. Удивительно, но факт: среди детей больше левшей, и число правшей возрастает постепенно. В возрасте до года правшей и левшей примерно одинаково. К двум годам правшей уже 7 человек из 10, а к семи годам 8 из 10.
Тесты на определение ведущей руки.
1. «Аплодисменты». Предложите ребёнку похлопать в ладоши и понаблюдайте, какая ладонь окажется сверху.
2. «Замок». Попросите ребёнка сложить руки в замок, переплетая пальцы. Сверху оказывается палец той руки, которой легче выполнять мелкие движения.
3. Завинтить крышки на бутылках.
4. Зажечь спички.
5. Наколоть, нанизать пуговицы, бусины (при этом стержень, иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин).
6. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
7. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
8. Достать бусинку ложкой из стакана.
9. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
10. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
Если большинство тестов ребёнок выполняет левой рукой – она у него ведущая.
Левши составляют 10-17% населения нашей планеты и 20% всех талантливых людей.
В России их порядка 15-18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается от года в год – с тех пор как народное образование оставило непохожих учеников в покое. Ведь до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой.
Тесты на определение ведущей руки.
1. «Аплодисменты». Предложите ребёнку похлопать в ладоши и понаблюдайте, какая ладонь окажется сверху.
2. «Замок». Попросите ребёнка сложить руки в замок, переплетая пальцы. Сверху оказывается палец той руки, которой легче выполнять мелкие движения.
3. Завинтить крышки на бутылках.
4. Зажечь спички.
5. Наколоть, нанизать пуговицы, бусины (при этом стержень, иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин).
6. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
7. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
8. Достать бусинку ложкой из стакана.
9. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
10. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
Если большинство тестов ребёнок выполняет левой рукой – она у него ведущая.
Левши составляют 10-17% населения нашей планеты и 20% всех талантливых людей.
В России их порядка 15-18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается от года в год – с тех пор как народное образование оставило непохожих учеников в покое. Ведь до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой
Какие бывают левши.
Первая группа левшей – генетические левши – это те, кто получил свою леворукость по наследству. Число таких людей на планете – около 10%, и среди левшей они составляют половину. У них ведущее полушарие – правое. Именно это полушарие отвечает у генетических левшей за речь, чтение, логику. Генетических левшей переучивать нельзя.
Вторая группа – компенсаторные левши. Такое левшество наступает, если во время родов или тяжелой беременности матери у ребёнка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Компенсаторных левшей среди нас сейчас 12-13%. Среди левшей их почти половина. Надо ли переучивать компенсаторного левшу? Нет, нет и нет. Его организм нашел выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребёнку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга.
Третья группа – вынужденно леворукие, получившие в раннем детстве травму руки. Обращаем особое внимание: руки, а не мозга! Если ребёнок правую руку сломал, обжег, прищемил на ней палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой. Левая становится более тренированной рукой. Надо ли переучивать вынужденного леворукого ребенка? Если такой ребёнок пишет левой рукой, не надо. Если ребёнок ещё дошкольник, посоветуйтесь с психоневрологом, как лучше развить правую руку.
Четвертая группа – подражательные левши – самая малочисленная, меньше полпроцента населения. Например, бывает, что мальчик – правша, но поскольку все мужчины в семье леворукие, он тоже старается все делать левой рукой, как папа, дедушка. Такого ребёнка и переучивать не надо – просто разрешить делать все правой рукой, объяснить, что не у всех «главная рука» одинаковая и что он имеет право быть другим.
Как помочь детям-левшам.
Левшество – это не патология, это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребёнка. Ловкость, точность и меткость движений – залог многих дальнейших достижений ребёнка.
1. Мозг требует около 20% кислорода, и любой недостаток этого газа лишает его энергии для развития. Следовательно, ребёнок нуждается в регулярных прогулках.
2. Регулярная двигательная активность. Совместные действия рук и ног требуют и взаимодействия полушарий.
3. Для левшей предпочтительней не шариковая, а капиллярная ручка. Помните, методика безотрывного письма не применима при обучении леворуких детей. Не должна применяться к левшам и методика проверки на скорость чтения.
4. Леворукий ребёнок должен всегда сидеть слева от соседа.
5. Настольную лампу располагаем справа от ребёнка. А стол устанавливаем так, чтобы окно было справа. Пусть хотя бы дома у него будут правильные условия!
6. Таким детям нужно четко ставить задачи, обсуждать сними каждый пункт выполнения плана. У них особо нужно формировать самоконтроль, но не забывать и о своевременном контроле со стороны взрослого.
7. Чтобы научить ребёнка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы возьмите его руки в свои и несколько раз месте с ним повторите нужное движение. Ваша задача – буквально заставить тело ребёнка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.
8. Дайте левше время, чтобы включиться в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел.
9. Во время утренней зарядки, в качестве подвижных игр предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания кролем). Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их координационными особенностями – особенно.
10. Очень помогают и такие «малозатратные» виды упражнений, как глазодвигательные (слежение взглядом за двигающимся предметом или самостоятельно – влево, вправо, вверх, вниз).
Биоэнергопластика – артикуляционная гимнастика в сочетании с движениями рук.
Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику.
Сильный ветер налетел, (Руки, согнутые в локте, расположить перед собой, кулаки
Загудел и зашумел. сжаты, большие пальцы отставлены в сторону.)
И качаются в бору (Кулаки с отставленными большими пальцами
Все деревья на ветру. ритмично двигаются вправо-влево, глаза и язык
двигаются в ту же сторону.)
Дыхательные упражнения.
Птица.
Дыхательное упражнение с движениями рук. После каждой строки – пауза с задержкой дыхания.
Утром солнышко встает, ( Вдох: медленно поднимаем руки через стороны вверх.)
Вечером садится. ( Выдох: медленно опускаем.)
Дни и ночи напролет ( Вдох: медленно поднимаем руки через стороны вверх.)
Не присядет птица: ( Выдох: медленно опускаем.)
Поднимает два крыла, ( Вдох: медленно поднимаем руки через стороны вверх.)
Сразу опускает – ( Выдох: медленно опускаем.)
Зёрен деткам принесла, ( Вдох: медленно поднимаем руки через стороны вверх.)
Воздух выдыхает. ( Выдох: медленно опускаем.)
Массаж и самомассаж.
Обучение самомассажу проходит в несколько этапов: сначала массирует взрослый сам, потом руками ребёнка, наложив сверху свои, после чего ребёнок делает движения самостоятельно.
Упражнения с бигуди-липучкой.
Ребёнок катает бигуди между ладонями, проговаривая:
Мы крутили бигуди – к нам теперь не подходи!
Мы – кудрявые красотки, у кудряшек век короткий.
Артикуляционная гимнастика нужна левше, даже если все звуки он произносит чисто, для установления уверенного взаимодействия с другими психическими функциями и системами.
Выполняйте с детьми ежедневно упражнения «Улыбочка», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Блинчик», «Маляр», «Поругаем язычок» - по 5-7 минут в день.
Очень важным элементом в развитии мелкой моторики рук левшей являются пальчиковые игры.
Цепочки.
Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Пальцы (одноименные) сцепляются вторыми фалангами, и руки разводятся в противоположные стороны.
Упражнение с мячом-ёжиком. (Движения соответствуют тексту).
Я мячом круги катаю, между ладоней
Взад-вперед его гоняю. смена рук
Им поглажу я ладошку, соответственно
Будто я сметаю крошку. смена рук
И сожму его немножко, соответственно
Как сжимает лапу кошка. смена рук
Каждым пальцем мяч прижму соответственно
И другой рукой начну. смена рук
А теперь последний трюк: переброс мяча
Мяч летает между рук. из рук в руку
Формирование пространственных представлений и развитие внимания у ребёнка-левши – одно из важнейших условий повышения его достижений.
С этой целью используем графические схемы и диктанты. Начинаем с двигательных диктантов – выполнения движений под диктовку взрослого: шаг – вперед, два влево, один назад и два вправо. Затем – графические диктанты и работа с планами (комнаты, квартиры).
Крайне полезны для левшей и кинезиологические упражнения – особенно для преодоления зеркальности.
«Качели» Исходное положение: обе ладони смотрят вниз. На первый ударный слог стихотворения поднимается первая ладонь (запястье не отрывать, а вторая остается лежать на колене. На второй – поднимается вторая ладонь, а первая возвращается в и. п.
На качелях – вот сюрприз –
Кто-то вверх, а кто-то вниз.
Спасибо большое за внимание!