Татьяна Залусская
Вариативный проект по созданию предметно-развивающей среды в условиях группы
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
Цель проекта – создание современной предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях группы №3.
Площадь помещения составляет около ___ кв. м. Мы планируем оснастить территорию группы новым оборудованием, а также создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: познавательное, эстетическое, игровое и оздоровительное;
организовать предметное окружение детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья и повышения уровня общего развития;
Публикация «Вариативный проект по созданию предметно-развивающей среды в условиях группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
приобщать детей и родителей к активной познавательной деятельности и здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
• разработка соответствующей нормативно-правовой базы;
• поддержание престижа ДОУ на рынке образовательных услуг;
• удовлетворение потребностей родителей в получении детьми вариативного образования;
• формирование предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями;
• учет всех направлений развития ребенка, доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
• обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение; предоставление возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
• использование дополнительных возможностей (финансовых, материальных) для приобретения оборудования, вовлечение в процесс работы родителей, детей; выявление среди родителей деловых партнеров.
Одной из приоритетных задач по формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков познавательной деятельности. Важным направлением в этой сфере является, прежде всего, правильно организованная предметно-развивающая среда.
Гипотеза
Если в группе создать предметно-развивающую среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогичнского процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.
Актуальность:
• создание вариативного проекта современной предметно-развивающей среды в условия группы ДОУ для повышения качества дошкольного образования в соответствии с ФГТ и обеспечения максимального психологического комфорта дошкольников;
• ориентация на требования Федеральной целевой программы развития образования, направленные на необходимость вложения в человеческий капитал и ориентацию на идею концепции дошкольного обучения и воспитания, выдвигающей приоритеты приобщения личности ребенка к познанию окружающего мира через самоощущения;
Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированной взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
Целесообразность и научность
Согласно Сан ПиН 2.4.1.2660-10 Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций, параграф 6.1 – оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Параграф 6.2: в дошкольных учреждениях используют игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции.
Предметно-развивающая среда спланирована и разработана с учетом методики и методических рекомендаций по организации образовательного процесса в ДОУ.
Оригинальность данного проекта определяется тем, что в нем практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной культурой, экологией, игрой и трудом.
Новизна заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.
Практическая значимость
Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности, таких как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно современным ФГТ.
Ожидаемый результат:
• целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;
• свободное ориентирование в пространстве и времени, легкая адаптация воспитанников к последующей школьной жизни.
Этапы реализации проекта
Вид проекта: вариативный, практико-ориентированный, долгосрочный.
I этап – организационный;
II этап – практическая реализация проекта;
III этап – подведение итогов; создание материалов по проекту.
I этап – организационный – 2011-2012 уч. г. (первое полугодие)
Задачи:
1. Изучение проблем и постановка цели проекта;
2. Анализ архитектурно-планировочной структуры помещения;
3. Изучение санитарно-технических норм и требований;
4. Составление плана и схемы проекта;
5. Разработка эскизов оформления помещения;
6. Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна групповой комнаты;
7. Изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ»;
8. Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта
9. Разработка дизайн-проекта оформления помещения группы как единого пространства.
II этап – практическая реализация проекта
2011-2012 уч. г. (второе полугодие)
Задачи:
1. Субботники, сотрудничество с родителями;
2. Модернизация среды группы, создание компонентов единого индивидуализированного пространства;
3. Обзор литературы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ;
4. Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности;
5. Оформление центра сюжетно-ролевых игр «Мы играем»;
6. Оформление уголка экологии «Юные экологи»: обновление и пополнение растений, создание композиций;
7. Создание центра по детскому экспериментированию: «Мини-лаборатория в группе и центре экологии»;
8. Подготовка материалов для воспитателей по теме проекта: создание материальной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, список литературы, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями);
9. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.
2012-2013уч. г. (первое полугодие)
Задачи:
1. Субботники, сотрудничество с родителями;
2. Создание предметно-развивающей среды по развитию речи детей, оформление центра «Будем говорить правильно»;
3. Пополнение групповой библиотеки «Здравствуй, книжка!»;
4. Переоборудование физкультурно-оздоровительного уголка «Мы - спортсмены»;
5. Оборудование центра сенсомоторного развития «Мир под рукой»;
6. Консультация для воспитателей «Построение развивающей среды в ДОУ»;
7. Оформление уголков дежурства и декоративных стендов для детских работ;
8. Анкетирование педагогов и родителей;
9. Модернизация театрального уголка, пополнение его оборудования;
10. Проведение открытого занятия с участием родителей «В гостях у феи сказок
11.
12. Анализ и контроль деятельности;
13. Опрос родителей «Что окружает, то развивает»;
14. Внедрение в работу отдельных компонентов предметно-пространственной среды как стимульного средства воспитания положительных качеств личности: «Панорама добрых дел», «Звездочки успеха», «Мое настроение».
2012-2013уч. г. (второе полугодие)
1. Сбор, накопление материала;
2. Субботники, сотрудничество с родителями;
3. Оформление уголка развивающих игр «Эрудиты»;
4. Оформление уголка краеведения «Мой край»;
5. Консультация для родителей «Психофизическое развитие дошкольника»;
6. Проведение комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и ДОУ («Альбом выходного дня», «Семейный альбом эмоций», «Дневник наблюдений родителя»);
7. Проведение открытого занятия «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»;
8. Оформление участка; изготовление и установка стационарных кормушек для птиц;
9. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.
2013-2014 уч. г. (первое полугодие)
Задачи:
1. Консультация для воспитателей «Новый подход к формированию предметно-развивающей среды в условиях ограниченного пространства»;
2. Подбор и изучение материала по изготовлению предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр;
3. Проведение конкурса детских работ на тему «Моя особенная группа»;
4. Изучение опыта работы по модернизации предметно-развивающей среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов;
5. Дизайн и оборудование материалов для организации закаливания детей: «тропы здоровья», массажеры, сухой бассейн и т. п. ;
6. Модернизация и оборудование уголка творчества «Талантливые пальчики»;
7. Пополнение театрального центра различными видами театра;
8. Модернизация и пополнение музыкального центра «Мир музыки и звуков»;
9. Систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы.
III этап - завершающий
2013-3014 уч. г. (второе полугодие)
Задачи:
1. Завершение создания предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям;
2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов;
3. Оформление материалов по дизайн-проекту;
4. Изготовление буклета «В гости к «карапузам»;
5. Изготовление фотоколлажа «Было - стало» по предметно-развивающей среде в группе;
6. Презентация проекта.
Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
• письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
• письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
• Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.);
• Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.).
Список используемой литературы
1. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.);
2. Программа «Детство» г. С-Петербург,2010 г., Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде ДОУ
3. Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.).
4. Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
5. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.
6. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
7. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
8. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.
9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003