Приложение МААМ

«У природы нет плохой погоды». Опыт работы по формированию у детей целостного представления о временах года

Ирина Юркина
«У природы нет плохой погоды». Опыт работы по формированию у детей целостного представления о временах года
▼ Скачать + Заказать документы

Вариативная часть на высшую категориюМетодическая разработка

непосредственно образовательной деятельности

(старший дошкольный возраст)

У природы нет плохой погоды

Содержание методической разработки

1. Аннотация …3.

2. Введение …. 3-4

3. Основная часть….4-6.

4. Заключение….6-7.

5. Список использованной литературы…. 8.

6. Приложение….9 - 13.

Публикация «„У природы нет плохой погоды“, Опыт работы по формированию у детей целостного представления о временах года» размещена в разделах

Аннотация. Занятие разработано и проведено в целях формирования у детей целостного представления о временах года, характерных признаках. Методическая разработка рекомендована для проведения со старшими дошкольниками, а так же, как открытое мероприятие на родительском собрании.

Введение. Тема методической разработки выбрана не случайно, так как у дошкольников не систематизированы знания и представления о временах года: характерные признаки, приметы, природные явления, поведение животных и птиц, деятельность людей. Современная жизнь, и в частности требования к дошкольному образованию предусматривают создание условий для всесторонне развитой личности. Ребенок должен многое знать и уметь, владеть информацией познавательного характера. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Просматривается еще одна важная тенденция - занятия, постепенно усложняются, органически связываются с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

В экологическом воспитании детей, к которому в большей степени относится данная методическая разработка, занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Главным компонентом данного занятия становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления о заданной теме. Обучение на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу, чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов. Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в каждом времени года, например с маскировочной окраской животных, способами их передвижения, защиты от врагов.

Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника. Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года. Осенью, например, в неживой природе - день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры. Изменений в растительном мире - листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут; изменений в живом мире - насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме. В старшем дошкольном возрасте осознание детьми того, что сезонные преобразования в природе происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление о временах года у дошкольников формируется не только на основе характерных признаков, но и на их изменчивости.

Данная методическая разработка представляет собой занятие интегрированного вида, что позволяет интенсивно развивается интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Так как конкретный материал изучается на разных видах деятельности: игра, художественное творчество, труд, эксперимент. При подготовке данной методической разработки можно организовать небольшую выставку на тему «Красота русской природы»: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены пейзажи, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.

Такое интегрированное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного - смена деятельности, просмотр слайдов, игры, музыка не вызовет усталости и скуки.

Основная часть.

Тема методической разработки выбрана не случайно, так как у дошкольников не систематизированы знания и представления о временах года: характерные признаки, приметы, природные явления, поведение животных и птиц, деятельность людей.

Изучение темы «Времена года» можно включить в проектную деятельность, что позволит более широко изучить материал. Проект предпочтительнее средней продолжительности. За это время дети уже увидят многие сезонные изменения в природе, проведут эксперименты, понаблюдают природные явления, но не потеряют интереса к изучаемой теме.

Данная методическая разработка позволяет охватить несколько образовательных областей, что дает возможность изучаемый материал тесно связать с имеющимися представлениями детей, углубить их, расширить и систематизировать.

- «Познание»: основной материал темы, дошкольники получат конкретные знания о сезонных изменениях флоры и фауны, о том, как изменяется жизнь человека в каждое время года. Желательно провести эксперименты: в сугроб бросить пластиковую бутылку с водой – будет выпуклое дно, заморозить родниковую воду и водопроводную – определить степень прозрачности льда. Посадить лук на солнце и под темным пакетом – влияние солнечного цвета на рост и цвет растения.

- «Коммуникация»: дети заучивали приметы, пословицы о каждом времени года, отгадывали загадки.

- «Социализация»: дошкольники познакомились с народными подвижными играми, в которые можно играть в зависимости от сезона, практиковались в выкладывании пейзажей из разрезных картинок, с помощью дидактических и настольно-печатных игр узнали много нового.

- «Здоровье», «Безопасность»: педагог познакомил детей с правилами поведения на воде, на катке, в лесу, получили элементарные сведения о лечебных травах, съедобных и ядовитых грибах. Дошкольники узнали о необходимости закаливания, пользе витаминов.

- «Чтение художественной литературы»: дети познакомились с прозой, поэзией, в которых поэты и писатели воспевали красоту русской природы.

- «Художественное творчество»: на непосредственной образовательной деятельности и в свободное время дошкольники рисовали пейзажи, делали аппликации, организуется выставка творческих работ, как детских, так и выполненных совместно с родителями.

- «Труд»:дошкольники трудились на участке, весной поливали цветы на клумбе, сажали мини огород.

Цель методической разработки:

- закрепить представление о характерных признаках, особенностях разных времён года;

- активировать в речи детей употребление прилагательных (подбором определений);

- учить отгадывать загадки, понимать смысл народных примет;

- развивать моторику рук, собирать целое из нескольких частей;

- воспитывать любовь к природе.

Задачи:

- пробудить интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщить детей к процессу познания;

- углубить представления дошкольников о сезонных явлениях в природе;

- формировать способность самостоятельно подводить итог, основываясь на своем жизненном опыте и полученных ранее знаний;

- развивать коммуникативные навыки;

- активизировать речь дошкольников.

Заключение. Работа, проведенная по данной теме, дала положительные результаты. У дошкольников расширились и систематизировались знания по изученному материалу.

Дети четко усвоили характерные признаки каждого времени года, уверенно отвечают на вопросы, образовывая прилагательные, например «зима какая?» - «снежная, морозная»; «лето какое?» - «жаркое, засушливое». Разгадывали загадки об овощах, фруктах, природных явлениях.

Заучили народные приметы, и некоторые из них наблюдали на прогулке: красный закат – на следующий день будет ветер; перед грозой – природа затихает; утром нет росы – днем будет дождь.

Дошкольники узнали подвижные игры, народные забавы, труд в природе, характерные для каждого времени года.

Зимой – катание на коньках, санках, на ледянках, бег на лыжах, игры в снежки, в хоккей, делать мозаику из раскрашенных льдинок, раскрашивать снежные фигуры.

Весной – катание на велосипеде, самокате, игры в классики, рисование мелом на асфальте. Работа на участке: посадка рассады, саженцев.

Летом – купание в водоеме, различные игры на площадке, в парке, сбор летних ягод, фруктов, овощей, изготовление гербариев из летних цветов. На участке: полив, прополка, рыхление.

Осенью – «золотая пора», время сбора урожая, последние погожие деньки насладиться теплом, солнцем, красотой природы.

Так как данная тема охватывала несколько образовательных областей, то параллельно с конкретным материалом, дошкольники познакомились с литературными произведениями, прозой и поэзией, народным творчеством, художественным творчеством, рассматривали репродукции И. Левитан «Золотая осень», «Март», «Березовая роща». И. Шишкин «Березовая роща»,«Утро в сосновом бору», «На Севере диком». А. Саврасов «Распутица», В. Васнецов «Зимний пейзаж», А. Писемский «Маки». Иллюстрации в книгах, на которых изображены пейзажи всех времен года, слушали музыкальные произведения: Ф. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», Э. Григ «Утро», С. Прокофьев «Ходит месяц по лугам», С. Прокофьев «Фея Зимы», «Фея Весны», «Фея Осени» из балета «Золушка», Э. Григ «Ручеек».

Много дети узнали и о здоровом образе жизни, о пользе витаминов, каких и в каких овощах и фруктах содержится. Познакомились с правилами безопасности в лесу, на воде, на горке, на катке.

В целом проделанная работа расширила кругозор дошкольников, обобщила и систематизировала знания и представления детей о сезонных изменениях в природе.

Работая над сбором материала, подготовкой и проведением, можно в полной мере оценить, какие возможности дает нам использование ИКТ в образовательном процессе: доступность большого объема наглядности, музыки.

Как уже отмечалось выше, данная методическая разработка рекомендована для работы со старшими дошкольниками, как тема для проектной деятельности, как открытое мероприятие для педагогов и родителей.

Итогом работы может служить интегрированное занятие «У природы нет плохой погоды» (см. Приложение - этот конспект НОД можно посмотреть в моих других записях)

Список литературы

1. Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких. – М: Педагогика, 2000.

2. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. - М. : ТД Сфера, 2008.

3. Игры и развлечения детей на воздухе. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина. – М. : Просвещение, 1983.

4. Веретенников С. А., Клыков А. А. Четыре времени года. М., Просвещение, 1971.

5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.

6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.

7. Русский фольклор. Составитель В. Аникина. – М. : Художественная литература, 1986.

8. Времена года (стихи русских поэтов). Составитель М. В. Юдаева. Издательство «Самовар», 2007.

9. Дыбина О. В. Неизвестное рядом. Опыты и эксперименты. М. : Мозаика-Синтез, 2010.

10. Воронкевич О. А. добро пожаловать в экологию. С-П. : «Детство-Пресс», 2004.

11. Гришина Г. Н. Игры для детей на все времена. М., Сфера, 2008.

Приложение

Публикации по теме:

Требования к оформлению методической разработки Рекомендации по оформлению методической разработки 1. Структура методической разработки Методическая разработка обязательно должна иметь.

Времена годаВремена года Как поется в известной песне: "у природы нет плохой погоды". Так и в каждом времени года есть прекрасные моменты, когда хочется сказать:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«У природы нет плохой погоды». Опыт работы по формированию у детей целостного представления о временах года
Опубликовано: 20 мая 2013 в 20:50
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««У природы нет плохой погоды». Опыт работы по формированию у детей целостного представления о временах года» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Юркина (УИ 4728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД