Людмила Яковлева
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста как фактор формирования здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Публикация «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста как фактор формирования здорового образа жизни» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развитие личности в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирования достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Предмет изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин «валеология» объясняют, как «наука о здоровье человека или здоровье здоровых».
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни : активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, причин роста заболеваемости детей много, это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
Одним из решений проблемы в современных образовательных тенденциях выступает именно валеологическое воспитание, в рамках которого в работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группе, плакаты, дидактические игры.
Создаются традиции ЗОЖ – постоянно проводятся физкультминутки в СОД, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физическое развитие в СОД и активные подвижные игры на улице.
Валеологическое образование проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ и имеет комплексный подход:
В режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, гимнастика после сна.
Во время образовательной деятельности : беседы, игр, чтения художественной литературы и т. д.
Также важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды.
С этой целью в группах создаются физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики. Оформляются зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаем валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:
• Компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников
• Валеологическая культура родителей;
• Интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
• Создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
• Учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.
• Используются разнообразные методы обучения : словесные методы – рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественного произведения по вопросам гигиены человека. Наглядные методы – наблюдение; рассматривание картин, таблиц, муляжей, схем; просмотр слайдов, мультфильмов. Практические методы – упражнения, элементарные физиологические опыты.