Департамент труда и социальной защиты
В столичных реабилитационно-образовательных центрах первоклассникам помогают адаптироваться к школе
▼ Скачать + Заказать документы
С приходом в первый класс привычный ритм жизни ребенка меняется, и в нем появляется новый вид деятельности – учебная. Дети с особенностями здоровья и развития часто тяжело приспосабливаются к любым изменениям. Начало школьной жизни для них связано с длительным периодом адаптации. Рассказываем, как специалисты столичных реабилитационно-образовательных центров помогают малышам влиться в учебу.
2243370-11
Публикация «В столичных реабилитационно-образовательных центрах первоклассникам помогают адаптироваться к школе» размещена в разделах
В Комплексном реабилитационно-образовательном центре обучаются и проходят реабилитацию дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Многие из ребят, приходя в центр, впервые оказываются в ситуации, когда родителей нет рядом.
Поэтому основным направлением работы в первый месяц учебы становится формирование навыка отделяться от значимых взрослых. Адаптация первоклассников с ТМНР – это особый период отделения от родителей, во время которого важно уделять особое внимание ребенку и семье.
На этом этапе в процесс включаются специалисты всех направлений: воспитатель, учитель, коррекционные педагоги, специалисты по медицинской реабилитации.
«Процесс адаптации детей с особенностями развития в некоторых случаях может доходить до полугода, – говорит Анастасия Денисова, педагог-психолог КРОЦ. – В этот период специалисты создают комфортный климат в новых микрогруппах, собирают дополнительную информацию об особенностях и потребностях каждого ребенка, находятся в тесном взаимодействии с родителями, проводят дополнительные мероприятия и занятия по развитию общения и коммуникации».
2243370-11
Сотрудники центра в период адаптации рекомендуют снизить любую дополнительную нагрузку на ребенка и четко соблюдать режим дня, так как организм малыша тоже привыкает к изменившимся двигательным нагрузкам и распорядку. Важно сохранять эмоциональную близость с ребенком, стараться адекватно анализировать и оценивать его возможности.
В Реабилитационно-образовательном центре № 105 для детей с ментальными нарушениями специалисты уделяют большое внимание сплочению коллектива. Для этого с ребятами проводят игры: например, «Хоровод знакомств».
Однако в случае с каждым ребенком работа выстраивается индивидуально. Например, для Андрея, который в этом году пошел в первый класс, лучше подошла игра «Рисуем на ладошках». Так как мальчик гиперактивный и импульсивный, рисование различных фигурок и символов на руках помогло ему расслабиться благодаря тактильным ощущениям, а кроме того – сблизиться с другими ребятами.
«Я часто использую в работе с детьми с ментальными нарушениями арт-терапевтические методы и технологии, которые помогают эффективно справиться со страхами и стрессом. Дети охотно рисуют, лепят и очень радуются ярким цветам, что помогает мне ближе узнать каждого ребенка и сферы его интересов, о которых словами он может не рассказать», – комментирует свою работу Ольга Ильина, учитель 1 «А» класса в РОЦ № 105.
Специалисты Реабилитационной школы-интерната № 32 для детей с заболеваниями крови и эндокринной системы также рекомендуют взрослым запастись терпением и не ждать от первоклассника, что он сразу сможет выполнять все поставленные задачи. Любая адаптация требует времени.
«Учитывая особенности каждого ребенка, мы создаем благожелательную среду, в которой процесс обучения мягко переплетен с различными социокультурными и реабилитационными занятиями. В игровой, доступной каждому ребенку форме, педагоги постепенно приучают первоклассника к новым правилам и требованиям. Наличие занятий по творчеству, пению, танцам позволяет сочетать отдых и обучение, давая детям возможность снять эмоциональное напряжение и выплеснуть свои переживания в доступной для них форме. Также с детьми работают специалисты психолого-педагогического сопровождения, которые помогают малышам преодолевать возникающие трудности», – рассказывает Роза Сабитова, педагог-психолог РШИ № 32.
Справка
В системе соцзащиты Москвы работают 8 реабилитационно-образовательных центров, в которых дети с инвалидностью и другими особенностями здоровья могут обучаться, проходя при этом непрерывную реабилитацию. Зачисление во все реабилитационно-образовательные центры происходит на основании заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Подробнее о работе каждого центра можно узнать на сайте Департамента труда и соцзащиты в разделе реабилитационно-образовательные учреждения.