Галина Антонова
«В союзе ритмики и пластики»
▼ Скачать + Заказать документы
С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков, он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным».
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Одноразовая посуда
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
В нашей группе созданы педагогические условия для реализации здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровье сберегающего процесса в своей возрастной группе. Одной из технологий сохранения и стимулирования здоровья является ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка. Движения под музыку используют очень широко, и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а так же как средство коррекции лечения при различных патологиях. В своей работе я использую две программы: программа А. И. Бурениной по ритмической пластике для детей в возрасте от 3 до 9 лет «Ритмическая мозаика» и Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет «Топ-хлоп, малыши». Эти программы нацелены на общее гармоническое, психическое, духовное и физическое развитие, а их содержание и форма могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей воспитания, интегрироваться со всеми образовательными областями.

Авторами разработан практический материал – это более 100 музыкально – ритмических композиций. Используя данные разработки, мы конструируем различные формы с детьми – это и музыкальная, и физкультурная непосредственная образовательная деятельности, утренняя и корригирующие гимнастики, утренники, спортивные развлечения, различные инсценировки, динамические паузы и многое другое. Основой для музыкально-ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения: имитационные, танцевальные, общеразвивающие и другие, позволяющие выразить по характеру эмоциональное состояние, сюжетные образы и настроения музыкальных произведений.
Для каждого возраста музыкально-ритмические композиции приходится отбирать очень тщательно, учитывая возрастные особенности воспитанников. В работе с детьми раннего возраста на начальном этапе самое главное - установить контакт с малышом. Дети впервые входят в мир музыки с помощью взрослого, а многие совместные ритмические композиции, например такие как «Ладошечка», «Прятки», «Ай-да!», помогают установить теплые, доверительные отношения между воспитателем и ребенком, а в дальнейшем, руководствуясь принципом «от простого к сложному», осваивать более разнообразные и сложные движения в процессе игрового взаимодействия. С детьми старшего возраста мы осваиваем музыкально-ритмические композиции первого и второго уровня сложности, но берем и различные элементы сложных танцев, предварительно упрощая их. Детям очень нравиться двигаться под музыку. Движение в композициях запоминаются легко и надолго, так как часто повторяются и отображают текст песен. Играя, наши дети легко входят в образ, правильно выполняют движения, импровизируют, проявляя творчество, фантазию. Для включения в какой- либо праздник, развлечение номер не требует длительного, трудоемкого разучивания, достаточно нескольких повторов и готовы «Плюшевый медвежонок», «Веселые путешественники», «Бравые солдаты», или что- то другое, что подскажет нам наша фантазия или творчество самих ребят.

Опробованная нами программа дает большой творческий потенциал для дальнейших собственных разработок, а также подведения детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развития собственности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкостью музыкального восприятия, нестандартного мышления, психологическая свобода.