Нина Викторовна Кучеренко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В семье друзей пернатых»
▼ Скачать + Заказать документы
В семье друзей пернатых
Цели: познакомить детей с многообразием птиц; выделить существенные и отличительные признаки; выделить группы домашних и диких птиц; показать приспособляемость разных птиц в среде обитания: формирование понятий «перелетные» и оседлые птицы; развивать умение наблюдать, описывать признаки предметов. Развивать воображение и фантазию; воспитывать доброе отношение к птицам.
Ход занятия
1. Повторение изученного материала
- Ребята» Что вы ели сегодня на завтрак?
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „В семье друзей пернатых“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
- А кому из домашних животных надо сказать спасибо за молоко и масло на нашем столе? За вкусную котлету? Кого надо поблагодарить за теплые шерстяные кофточки?
- Где живут все животные, которые приносят нам пользу?
- А кто еще живет в городе? Их очень много, мы видим их каждый день… (птицы)
Педагог. Мы продолжаем знакомство с животным миром, с многообразием птиц.
- А как вы думаете, для чего это нужно?
(Чтобы найти их существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных)
2. Знакомство с многообразием птиц.
Педагог. Послушайте стихотворение Слайд 1
Перед нами птицы разных стран,
Здесь целый город птичий!
Вот розоватый пеликан.
Под клювом у него карман
Для пойманной добычи.
Вот ковыляющий пингвин,
Морской пловец проворный.
А рядом – голубой павлин
Раскинул хвост узорный.
Горбатым клювом щелкая,
И тут же перепел сидит
С рябою перепелкою
(С. Маршак)
Педагог. Птиц на нашей планете огромное множество. Их объединили в одну группу, потому что есть такие признаки, которые являются для всех птиц общими, но из стихотворения вы узнали и о том, Что каждая птица имеет и свои особенные черты, присущие только ей. Давайте сравним птиц и узнаем, что их объединяет, а какие признаки характерны только каждой отдельной птице.
Слайд 2. Выявление признаков птиц.
Игра «Концовки»
Дети определяют и называют концовки фраз:
… число ног (две);
…тело покрыто… (оперением);
…кормят детенышей … (клювом и крыльями)
- А каких птиц вы видите в городе?
Игра «Птицы»
Педагог. Представьте себя какой-то птицей и полетайте, как летают эти птицы.
(Дети бегают по ковру, машут руками-крыльями.
Педагог. Как красиво летали наши птички!
Педагог. Давайте разберемся, правильно ли я думаю, что все птицы летают? (Да)
- Но ведь курица, страус, пингвин, петух и т. д. не умеют летать, значит, они не птицы?
(У детей возникает противоречие)
- Чтобы вам легче ответить на мой вопрос, давайте попробуем изобразить этих птиц. Как нам обозначить их всех одной картинкой, ведь они такие разные? Я буду рассказывать, а вы – вы показывать.
- Ворона – она какая? (Большая, важная, умная, серьезная)
Покажите, как она ходит.
- А воробей какой? (Маленький, быстрый)
- Покажите, как он двигается?
- Воробьи летают стайкой или по одному?
Вместе легче заметить опасность, быстрее найдешь корм.
Ворону, воробья, голубя мы видим в городе круглый год.
Слайд 3. Синичка прилетает к нам зимой. Назвали ее так за песенку «си-си-си» А синий цвет тут ни при чем. Правда, у некоторых синиц действительно много синих и голубых перышек. Но не у всех. А вот звук «синь – синь» или «си – си – си» почти от каждой синички можно услышать.
Слайд 4. Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели, значит, завтра-послезавтра пойдет снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовется снегирем. Свист снегирей похож на звук флейты, такой же нежный и грустный.
- Как вы думаете, почему многие птицы (снегири, синицы) зимой прилетают к жилью человека?
Слайд 5. - А как вы думает, для чего птицам перья и клюв
3. Слайд 6. Выявление отличительных признаков птиц.
4. Слайд 7. Знакомство со средой обитания птиц.
- рассказ детей о том, где они встречались с птицами;
- соотнесение рисунков с названием мест обитания птиц (чертим «дорожки» карандашом – работа по карточке)
- отметить значком домашних птиц
Педагог. Природа создала огромное разнообразие птиц, но только часть их приручил человек.
5. Физкультминутка
«Упражнение «Встреча птиц»
- Руки подняли и покачали
- Это к нам птицы летят.
- Как они сядут, тоже покажем
- Крылья сложили назад.
6. Формировании понятий «перелетные и оседлые птицы» Слайд 8.
7. Закрепление изученного.
- Слайд 9. Беседа об удивительных птицах (Дети вспоминают, почему некоторые птицы, имея крылья, не летают.
8. Эмоциональная минутка.
Дети рассказывают о том, что они знают о певчих птицах:
- жаворонок поет на утренней заре, а соловей – на вечерней;
- рассказ о птицах, которые живут у ребят дома (щеглы, канарейки, о занимательных историях, которые с ними приключились. Здесь же ведут разговор о красоте опереья, как они чистят перышки…
9. Итог занятия.
- Большинство птиц выводит птенцов летом. Как вы думаете почему?
Слайд 10. Посмотрите, какие птицы разные. Почему же их всех назвали одним словом «птицы»?
- Чем птицы отличаются от зверей?
Педагог. Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали.