инна алферова
«В мире запахов». Конспект комплексного занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет.
Тема: В мире запахов.
Цели:
1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать изображать различные эмоциональные состояния человека.
2. Учить определять названия запахов, устанавливать отношения между предметом и запахом. Работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, т. е. восприятие запаха.
Публикация «„В мире запахов“, Конспект комплексного занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Нос, орган обоняния
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
3. Формировать умение понимать учебную задачу точно её выполнять.
4. Учить точно, выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику.
5. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение пользоваться клеем, прививать нравственно-эстетические качества
Материалы к занятию: Демонстрационный: кусочки душистого мыла, духи, одеколон, туалетная вода, кофе, чай, цветы (лучше разные); образец аппликации «Ромашка», магнитный набор или фланелеграф с элементами аппликации. Раздаточный: зеркала и наборы пиктограмм на каждого ребенка; материалы для изготовления аппликации «Ромашка», карандашный клей.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Психогимнастика. воспитатель показывает детям пиктограммы с изображением лиц, выражающих разные эмоции: радость, спокойствие, печаль, злость. Дети с помощью воспитателя называют эмоциональное состояние человека: радостный, печальный, сердитый, спокойный, а затем пробуют изобразить мимикой эти эмоциональные состояния. Можно предложить детям злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Ивана- Царевича. Полезно это сделать перед зеркалом или зеркальцами (их нужно предварительно приготовить для каждого ребенка).
Можно поиграть в «Угадай-ку». Ребенок берет одну из пиктограмм и изображает ту эмоцию, которую символизирует пиктограмма. Остальные дети должны отгадать. Какую эмоцию он показывает. Если ребенок хорошо показал данное эмоциональное состояние, то ему вручается соответствующая пиктограмма. Затем очередь переходит к следующему участнику. Выигрывает тот, кто соберет больше пиктограмм. Для этой игры нужно по одному набору пиктограмм на каждого ребенка.
Образцы пиктограмм:
II. Знакомство с различными запахами.
1. Дети устраиваются по удобнее. Занятие должно проходить в свободной обстановке (лучше не усаживать детей за столы, а предложить им самим выбрать себе место, пусть даже они расположатся на ковре). Воспитатель сначала поминает о знакомых каждому ребенку запахах: запахи душистого мыла, цветов, кофе…. Он дает детям ощутить какой-либо запах, называет его, дети повторяют его название. Потом нужно спросить каждого ребенка: «А это какой запах? Чем это пахнет?».
2. После того как дети усвоят названия всех предложенных запахов. Полезно будет поиграть в игру «Волшебный мешочек».
В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Кроме тех предметов, которые были в руках у детей в начале занятия, можно положить и другие. Но это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т. п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями. Чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», - держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.
III. Физкультминутка.
Пантомима «Прогулка в лес».
Воспитатель предлагает детям отгадать, куда они сейчас отправятся.
Весной одевается,
Осенью раздевается.
(лес).
- Перешагиваем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен).
- Перепрыгиваем через лужу (прыжки на двух ногах).
- посмотрите, какая красота! Выразим восхищение о - о-о-о!
- Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ, имитация сильного ветра и ветра во время бури).
- Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.
- Теперь пойдем домой. Снова шагаем через высокую траву. Бежим по узкой тропинке. Мы дома. Из кухни доносится вкусный запах еды. Что же там готовят? беду
IV. Игра «Что готовим?».
Теперь воспитатель с детьми переходят на кухню (или в столовую). Здесь вовсю идет приготовление к обеду. Пусть дети назовут знакомую еду, имеющую характерный отчетливо выраженный запах: грибной суп, жареная рыба, пирог, апельсиновый сок…
В дальнейшем можно усложнить игру, давая детям, возможность отгадать еду с уже более сложным для определения запахом: картофельное пюре, тушеную капусту, фруктовый компот….
Полезно будет обратить внимание детей и на другие запахи: гренки, к сожалению, пригорели; в этой баночке пряности, здесь лук; это лавровый лист; а это укроп; это уксус (его нужно давать нюхать детям на расстоянии).
Когда воспитатель будет гулять с детьми. Нужно также обратить внимание на различные запахи.
- так пахнет от автомобиля - бензином, а вот это запах скошенной травы. Так пахнет дым от костра, а когда горят опавшие листья, запах совсем другой, а это горит резина. А теперь ощутите прекрасный запах цветов, которые растут у нас на клумбе: вот розы, вот ромашки, астры, ландыши, сирень…
VI. Аппликация «Ромашка».
Дети садятся за столы, на которых заранее приготовлены материалы дл аппликации: вырезанные из бумаги части ромашки, лист картона - фон, карандашный клей. Воспитатель предлагает изготовить картинку с ромашкой, запах которой им так понравился на сегодняшнем занятии. Взрослый показывает готовый образец картинки, а потом демонстрирует весь процесс её изготовления (на магнитной доске или фланелеграфе). После этого дети пробуют сами сложить ромашку, пока не приклеивая части к картонной основе. Если у них получится, то они берут клей и, опираясь на образец и объяснения воспитателя, создают свои картинки. Аппликации детей вывешиваются, представляя собой выставку детских работ. Этапы выполнения аппликации показаны на рисунке.
VII. Итог занятия.
- Что вы запомнили? Что вам понравилось?
Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают, чему они научились, то им собственно понравилось, какие запахи они запомнили.
На дом дается задание найти и запомнить запахи, которые есть дома, а потом нарисовать предметы, запах которых детям больше понравился.