Кристина Кобзарева
Мастер-класс «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «В гостях у сказки»
Слайд №1
Беседа с коллегами о проделанной работе
Сейчас очень актуальна тема преемственности. Между детским садом и школой. Что же это?
Преемственность между детским садом и школой – ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.
Но преемственность начинается еще в детском саду, и заключается она в передаче опыта старшими детьми младшим, совместные игры, занятия, привитие младшим дошкольникам интереса к сюжетно-ролевым играм на
примере старших дошкольников:
Публикация «Мастер-класс „В гостях у сказки“» размещена в разделах
помощь в организации предметно-развивающей среды, помощь в адаптации, ну и конечно пробуждать у детей интерес к сказкам на собственном примере.
Немаловажно и взаимодействие педагогов.
Но как же сделать обучение и воспитание наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к познанию окружающего мира и у старших дошкольников и у младших?
Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности детей является игра, а особенно игра с использованием сказки. Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Давайте посмотрим, как взрослые знают сказки. Я загадаю вам загадки
Загадки-отгадки
Угадай сказку :
Колотил, колотил по тарелке носом
Ничего не проглотил и остался с носом (Лиса и журавль.)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупке ореха девочка спала
Что за чудо девочка в том цветке жила? (Дюймовочка.)
Веселые загадки: Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела
На прощанье спел бедняжка.
Его звали….(Колобок.)
Друг зверей и друг детей
Добрый доктор. (Не Бармалей, а Айболит)
Он сыграет на гармошке
У прохожих на дорожке.
Не возьму я как-то в толк,
Заяц это или. (Не волк, а Крокодил Гена.)
Продолжим. Я вам расскажу, что же мы делали совместно с детьми подготовительной и средней группы
1. Прочитали сказку Теремок и решили сделать свой собственный теремок.
Из бумаги. Старшие помогали младшим.
2. Теремок готов. Теперь нужны звери. Старшие девочки активно взялись за обучение малышей.
Заодно и геометрические фигуры повторили
Получились отличные жители нашего теремка. Попробуйте отличить, где нарисовали младшие, а где старшие. Все старались!
Слайд №2,3,4
3. Попробовали свои силы и в лепке – старшие ребята рассказали о цветике-семицветике, ведь они уже и знают сказку и рисовали цветик-семицветик, а малышам предложили сделать налеп.
4. И конечно поиграли в настольные игры, старшие дети рассказывали о героях, которые попадались на картинках. Тут тебе и развитие речи и коммуникация. Так как в средней группе есть дети с тяжелыми нарушениями речи им было очень полезно общение со старшими товарищами.
Слайд №5
5. Инсценирование эпизода из сказки учит детей подражать сказочным героям, сопереживать им, способствует развитию диалогической речи
Путешествие со сказочным героем способствует закреплению знаний детей по математике, познавательному развитию; учит детей преодолевать препятствия; развивать быстроту, ловкость; находить выход из сложных ситуаций
Эти игры очень понравились всем детям
Сказки взяли простые и всем хорошо знакомые. Репка, Колобок.
Сначала решили, что сказку покажут старшие дети младшим, но оказалось что колобок из средней группы гораздо лучше знает и слова и песенку. Опять получилось совместное творчество.
А в сказке Теремок актерами стали малыши.
Снова вернулись к занятиям в группе. Мы проводили беседы о поведении, о вежливости
Старшие дети даже принесли свои книги, чтобы почитать малышам.
Слайд№6
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
И сегодня мы покажем вам занятие, беседу о безопасности.
Здесь вы увидите и помощь сказок в воспитании детей и преемственность – взаимодействие педагогов разных возрастных групп и показ поучительной сказки старшими детьми младшим.
В зал приглашаются дети средней группы.
Слайд №7
Конспект занятия по безопасности в средней группе
«Один дома»
Цель: Воспитание у детей чувства ответственности за своё поведение.
Задачи: Расширить и уточнить знания детей о безопасном поведении в доме.
Формировать у детей умение предвидеть опасность, по возможности избегать опасные ситуации.
Воспитывать чувство взаимопомощи.
Расширять словарный запас детей.
Материал и оборудование:
Цветок с правилами безопасности.
Ростовая кукла Ваня
Наглядный материал: спички, ножницы, иголки, булавки, игрушки и т. д.
Письмо
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. А пришли они к нам затем, чтобы вместе с вами принять участие в интересной и познавательной беседе, узнать много нового. Садитесь, ребята и мы начнем наше общение.
Сегодня мы поговорим о правилах безопасности дома, о том, как нужно себя вести, если вы остались дома одни.
Стук в дверь
Воспитатель: Кто это может быть? Заходит Ваня (запыхавшийся с рюкзаком за спиной.)
Воспитатель: Здравствуй мальчик, что случилось?
Ваня: Здравствуйте, ребята, меня зовут Ваня, я еле-еле убежал от Бабы – Яги. Мама и папа уехали в город за покупками, сестренка ушла к подружкам, а мне строго-настрого запретила из дому выходить. А я не послушался, вышел погулять. Налетели гуси-лебеди и унесли меня к Бабе-Яге. Она хотела схватить меня, но я вырвался и прибежал к вам.
Воспитатель: Ох! Ванечка! Что же ты натворил? садись на стульчик, успокойся! Мы сегодня с ребятами как раз и собрались, чтобы поговорить о том, как нужно себя вести, если ты остался дома один.
Воспитатель: Ребята посмотрите на доску, мы сегодня с вами будем собирать цветок из правил, которые необходимо соблюдать, когда остаешься дома один. Давайте начнем наше занятие как раз с ситуации, которая произошла с гостем. Ребята что Ваня сделал неправильно?
Дети отвечают.
Воспитатель: Почему нельзя открывать дверь незнакомым людям? Почему нельзя одному уходить из дома?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы ребята, а, чтобы ты Ваня не забыл эти правила, послушай стихотворение.
Слайд№8
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе.
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что монтёр.
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам почтальон.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
Воспитатель: Ну что Ваня ты понял, что незнакомым дверь открывать нельзя и нельзя уходить одному из дома?
Ваня: спасибо ребятки, я теперь дверь никому не открою.
Воспитатель: Ребята, а у вас было такое, что вы оставались дома одни.
Дети: да, нет
Воспитатель: Что нам мама говорит перед уходом?
Дети: Дверь никому не открывать.
Воспитатель: Правильно, мама нам строго настрого запрещает открывать дверь чужим людям. Вот так было и в сказке «волк и семеро козлят», что мама наказывала своим деткам?
Слайд №9
Дети. Ответы!
Воспитатель: А что же вы будете делать, когда к вам стучится незнакомый человек?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Ребята, а если к вам придет тетя и скажет, что принесла вам вкусных конфет, откроете?
Дети: НЕТ
Воспитатель: А если к вам постучат и скажут, что от мамы; она забыла сумку дома, откроете?
Дети: НЕТ
Воспитатель: А если постучат и скажут: Здравствуйте, это полиция. Откройте, пожалуйста, дверь. Нам срочно нужно позвонить.
Дети: НЕТ
Воспитатель: Молодцы, вы у меня, ребята! И это первое правило на нашем цветочке: не открывай дверь чужим.
Ваня: Ребята, я уже успокоился и все понял, давайте поиграем - я игрушки принес. ( Достает: спички, мяч, машинку, куклу, иголки, нитки, ножницы, булавки, книги, самолетик, кнопки.)
Воспитатель: Дети все ли здесь игрушки? Для того чтобы нам разобраться, чем можно играть, а какие предметы в доме можно считать опасными мы распределим их на две группы. А ты, Ваня слушай и смотри внимательно.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо подметили все опасности в предметах. Нельзя играть колющими и режущими предметами.
Воспитатель: Ваня ты запомнил, что тебе рассказали ребята об этих предметах. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. А у тебя дома порядок?
Ваня: Да, спасибо вам, ребята, я больше не буду играть с иголками и ножницами и буду убирать их на место. Порядок - это БЕЗОПАСНОСТЬ!
Воспитатель: Ребята я думаю, что можно приклеить второй лепесток будь осторожен с острыми предметами.
Слайд№10
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо от Дяди Федора из Простоквашино. (открывает, читает) «Здравствуйте, ребята! Вчера мы с котом Матроскиным и Шариком разбирали чердак и обнаружили там много интересных вещей, но не знаем можно нам ими пользоваться или нет? Эти предметы мы сфотографировали, помогите нам разобраться.
А сейчас внимательно посмотрите на картинки и скажите, как можно пользоваться с этими предметами.
Слайд№11
Дети объясняют Ване, что нельзя включать утюг можно обжечься или произойдет пожар, включать стиральную машину, что настольную лампу можно включать только осторожно, и т. д.
Ваня: Спасибо вам, ребята, за помощь. Я понял, что электроприборы могут быть опасными и неопасными. И больше никогда сам не буду трогать опасные электроприборы, чтобы не случилась беда, я не буду играть с опасными электроприборами.
Воспитатель: Ваня ну раз ты все запомнил, помоги нам приклеить третий лепесток и третье правило электроприборы опасны.
Физкультминутка (проводит Ваня) Слайд№12
Воспитатель: Ребята, но это еще не все опасности, которые нас могут подстерегать дома. Слайд №13
Воспитатель: Ребята можно ли самим брать таблетки? Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, опасно.
Это 4 правило и 4 лепесток «таблетки — это не конфетки».
Ребята, а в какой сказке был очень добрый доктор?
-ответы детей
Слайд №14
Слайд № 15
Ваня: Ребята, смотрите какой красивый самолетик у меня! Я его сам сделал! Я принес его ребятам. Мы сейчас будем его запускать! Надо открыть окно, встать на подоконник и пустить самолетик вниз.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята Ваня правильно говорит? Почему? Правильно, очень опасно вставать на подоконники и высовываться из окна – можно упасть и разбиться.
Ваня мы обязательно поиграем с тобой в самолетик, но только на улице,
И это ребята 5 лепесток и пятое правило безопасности дома: из открытого окна выглядывать не буду.
Воспитатель: Вот и готов наш цветок безопасности. Запомните дети эти правила и с вами не случится никакой беды.
Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним все, о чем мы сегодня говорили, а для этого поиграем с вами в игру «Можно или нельзя», я вам буду задавать вопросы, на которые вы мне должны ответить можно или нельзя. Если можно – хлопайте в ладоши, если нельзя – топайте.
Слайд № 16
Можно открывать дверь незнакомому человеку?
А если скажет, что котенка принес? Или конфеты?
А если скажет, что полицейский? Или врач? почтальон?
Можно играть с кубиками?
А можно ли играть с ножницами?
Можно брать иголки в рот?
Можно убирать игрушки на место?
Можно ли кушать таблетки, когда здоров? а играть с таблетками можно?
Можно ли играть в игрушки?
А можно без спросу включать утюг? А плиту?
Можно залезать на подоконник?
Можно облокачиваться на стекло?
Можно играть со спичками?
Можно помогать маме?
Воспитатель: Молодцы ребята и Ваня молодец вы усвоили все правила,
Ваня: Спасибо ребята, что всему меня научили, мне пора возвращаться домой мои мама и папа скоро вернутся
Воспитатель: Ваня помни эти правила и никогда о них не забывай.
Дети: До свидания, Ваня.
Воспитатель: А мы с вами снова встретимся с ребятами из подготовительной группы. Ведь мы с ними очень подружились – вместе рисовали, лепили, читали сказки и показывали друг-другу спектакли. И вот сегодня они снова пришли к вам на занятие чтобы показать спектакль. В нем говорится о непослушных котятах, которые не выполнили просьбу мамы, не закрыли дверь и с ними приключилась неприятная история. А впрочем, смотрите сами.