Надежда Миняева
Интегрированное занятие «В Гостях у Алдуня»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать формированию у детей дошкольного возраста чувства любви и
уважения к мордовскому народу, к его традициям, обрядам.
Задачи:
Развития интереса детей к прошлому мордовского народа, знаком с мордовскими
костюмами.
- Формирование музыкально – слуховые представления, навыки исполнения мордовских песен, исполнения танцев
- Воспитание толерантного поведения детей в условиях поликультурного окружения,
Благоприятного отношения к традициям и обрядам мордовского народа.
Предварительная работа.
1. Разучивание музыкального и литературного материала.
Публикация «Интегрированное занятие „В Гостях у Алдуня“» размещена в разделах
2. Прослушивание фольклорной музыки.
3. Знакомство с новыми словами в мордовском языке.
4. Беседа об особенностях национального характера мордовского народа, особенностях
исполнения песен и танцев разных народов
«Мордовский край, моя земля
Родимые просторы!
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы
Народы, как одна семья
Хотя язык их разный
Но дружбой мы своей сильны
И мы живем прекрасно!»
Муз. рук. Дорогие ребята, мы с вами живем в Республике Мордовия. Наша Республика- частица нашей страны- России. В нашей стране много республик.
Люди, которые живут в разных республиках России, разговаривают на
своем родном языке. В нашей республике есть свой родной язык- мордовский. Он подразделяется на 2 языковые группы- эрзя и мокша.
И сегодня, ребята к нам из мордовского села пришла девочка Алдуня!
(Заходит девочка Алдуня, в мордовской национальной одежде).
Муз. рук. Здравствуй, Алдуня!
Алдуня. Шумбратада, ялгат!
Видим Алдуня пришла к нам не с пустыми руками. А принесла цветочек, да какой
необычный!Всего лишь 4 лепестка.
Ребята, как вы считаете, чему соответствуют эти 4 цвета?
Дети. Эти цвета соответствуют временам года. Весне, Лету, Зиме и Осени.
Алдуня. Да, ребята. Правильно.
Муз. Рук. А какому времени года соответствует зеленый цвет?
Дети. Зеленый цвет соответствует весне.
Муз. рук. Люди после долгой зимы, мечтали о том, что тепло прогонит стужу
Лютую
и чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления люди придумали
обряд закликания весны.
Муз. рук. и Алдуня исполняют «Маней, тей, тей, тей!»(М. Н. З).
Муз. рук. Ребята, а какому цвету соответствует лето?
Дети. Лету подходит красный цвет. Потому что летом жарко!
Муз. Рук. Правильно, ребята. Летом жарко, солнечно и весело! Но бывают летом и
грустные деньки!
Усаживайтесь поудобнее: В давние времена подружились в жаркую погоду
2 подружки Вармава (богиня ветра) и Толава (богиня Огня). Обиделись они на людей
за речи недобрые, за мысли злые. Завыла, засвистела Вармава, стала огонь
раздувать. Полетели уголья в дома, запылали деревни, забегали люди, пытались
спасти свое имущество. А Толава не дает, огнем пышет.
Погибает Золотая Масторава. Обратились люди к среброволосой Ведяве,
запели они песенку закличку.
Разучивание песенки –заклички «Пиземня». (М. Н. З.).
Пизек, пизек, пиземня! Дождик лей, посильней.
Модась ляпоня Землица станет мягкой!
Ласьконтяма кяпоня. Без обуви набегаемся.
Пиземня, но пяконя! Только лейся побыстрей!
Муз. рук. Услышала их Ведява. Подарил сильный дождь, который погасил злой огнь
Толавы.
Стало на земле спокойно! Все на земле Должно быть в меру И тепла, и солнышка,
и дождика.
Муз. Рук. Давайте, ребята поиграем с вами игру.
«Ши и пизем». (Солнышко и дождик)
Игра проводится под мордовскую народную музыку «Луганяса келунясь».
Под музыку дети выполняют мордовские танцевальные движения
(«лебедушка», «кружение на притопе», «зеркальце» и др. Как только музыка
останвливается, муз. рук. говорит «пизем!» Звучит шум дождя дети
убегают под зонтик к воспитателю.)
Муз. Рук. Вернемся к нашему цветку. Остались здесь 2 цвета. Желтый и Белый.
Желтый это конечно же цвет осени. Давайте исполним Алдуне нашу песенку
Про осень в Саранске.
Исполняется песня Н. Сураевой – Королевой «Осень в Саранске».
Муз. Ну, вот ребята остался у нас один цвет! Белый! Какие ассоциации он у вас
вызывает?
Дети: зима, снег, снежинки.
Муз. рук. Да, ребята. Белый цвет- это зимний цвет.
Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!
Группа детей исполняют песню Н. Кошелевой
«Етась сексесь тялось сась».
Муз. Рук. Ну, вот ребята и закончилось наше занятие. Что нового вы узнали?
Дети отвечают: Мы узнали о древних мордовских богах Толаве и Вармаве.
Разучили новые попевки «Маней, тей, тей, тей». «Пиземня».
Что вам больше всего понравилось? :
Дети: Легенда, игра, где выполняли мордовские танцевальные движения.
Муз рук. Ребята давайте постройтесь в хоровод, и мы с вами подружимся.
«Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом,
как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»
- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)
- Вот так народы соединились (взяться за руки)
- Вот так народы объединились (обняли друг другу)
С тех пор наши все народы живут в мире и согласии. И давайте
к каждой культуре этого народа относиться с уважением.
Дети исполняют песню: «Шире круг» (автор текста Викторов В,
музыка Львов Д).
Муз. Рук. Ребята, давайте попрощаемся с Алдуня. На прощание Алдуня
угощает ребят «Цюкорнями».(мордовскими национальными лепешками на сметане).
Список использованной литературы:
1. Карпушина Л. П., Ерюшкина О. С. Хрестоматия к программе «Валдоня»
(раздел «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов
Мордовии») : Для дошкольных образовательных учреждений /
Л. П. КарпушинаО. С. Ерюшкина. – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник»,
2007. – 257 с.
2. Программа «Валдоня» (раздел «Мордовский музыкальный фольклор и
композиторы Мордовии», авторы Л. П. Карпушина, Н. А. Адаева,
О. С. Ерюшкина (Саранск, 2001).
3. Все о Мордовии: Энциклопедический справочник / Сост. : Е. М. Голубчик,
В. Д. Еремкин,
В. С. Ионова, А. С. Лузгин. - Саранск, 1997.
Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»» (для ДОУ,). Диск 1 – 4. /
Сост. Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева. – Саранск: Поволжский центр
культур финно-угорских народов, 2009.