Инна Васильченко
Куклы из авторской коллекции национальных костюмов. Узбекский национальный костюм
▼ Скачать + Заказать документы
Узбекский национальный костюм — созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.
Узбекский национальный костюм
Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды.
Публикация «Куклы из авторской коллекции национальных костюмов, Узбекский национальный костюм» размещена в разделах
Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.
Халат — мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.
Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.
Тюбетейка — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай.
Обувь - население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника.
Женский халат — ворот женского халата довольно открытый и широкий, борта его почти не сходятся. Рукава короче, но свободнее, чем в мужских халатах.
Головной убор
Платок — голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В XIX столетии женщины надевали платок с выходом для лица, на лоб повязывали небольшой платок — пешона румол.
Паранджа — представляет собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой — чачван. В двадцатые годы XX столетия, когда советская власть повела борьбу с «пережитками», паранджа постепенно вышла из употребления в большинстве регионов.
Тюбетейка — костюм молодой женщины-узбечки и сегодня нередко дополняется яркой нарядной тюбетейкой.
Обувь - главной женской обувью были туфли без задников.
Колорит национального мужского и женского костюма постаралась раскрыть в авторской коллекции национальных кукольных костюмов «Традиций шёлковая нить».
В народном костюме отражены отработанные поколениями грандиозные решения, он является связующим звеном между художественным прошлым народа с его настоящим и будущим. В прошлом, народному костюму принадлежало множество функций: обереговая, защитная, воспитательная, и, конечно же эстетическая.
Накопив бесчисленные богатства, народный костюм стал неисчерпаемым источником для творчества рукодельниц. Я постаралась создать изделие, в котором будет раскрыта главная суть национального костюма, колорит национальных мотивов.
Выделила во всех национальных костюмах основную особенность - будь то, пояс-кушак; кушма, кэчула — барашковая шапка, азербайджанская бута, тюбетейка, халат-узбекский, шаровары-украинские, венок с лентами атласными-украинский, кокошник-русский головной убор, связала с национальным костюмом славянские ткани с русским орнаментом - ткань гжель, хохлома, городецкая роспись.
В работе применяю штампы — это безграничные возможности для фантазии и творчества в пошиве и украшении народных костюмов.
Народное декоративно - прикладное искусство является красочным и жизнерадостным искусством, оно сочетает в себе цвета и формы, различных материалов. Роспись тканей – очень интересная и богатая по средствам выразительности сфера декоративного искусства.
Набойка по ткани - старинная техника нанесения рисунка при помощи деревянной доски с орнаментом. Художественная особенность набойки состоит в цельности и обобщенности цветовых пятен и графической выразительности линии. Занятия с применением штампов помогают детям развить в себе творческую, разностороннюю личность, воспитывают вкус и нравственное отношение к миру. Сама работа с росписью ткани, очень увлекательное необычное занятие для детей. Посредством изучения традиций народных ремёсел дети приобщаются к обычаям своего народа, у них развивается художественный вкус, творческие способности, происходит развитие эстетической личности.