Нина Бахарева
Конспект занятия в подготовительной группе «Увлекательное путешествие по творчеству Николая Николаевича Носова»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия в подготовительной группе
«Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце».
Уильям Теккерей
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Увлекательное путешествие по творчеству Николая Николаевича Носова“» размещена в разделах
Литература - это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы и правила поведения. Как и история, а также общественные группы, литература развивается, изменяется, становится качественно новой.
Литература для детей - явление сравнительно позднее в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом.
Итак, одной из важнейших функций детской литературы является функция развлекательная. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать и т. д. Не случайно в последнее время ученые стали говорить и о гедонистической роли книги - она должна приносить наслаждение, удовольствие…
Педагоги по праву считаю, что воспитательная функция, так же важна в детской литературе. «Что делать, чтоб младенец розовый не стал дубиной стоеросовой?» - спрашивал в свое время Валентин Берестов. Конечно, читать ему «нужные книги»! Ведь именно в них содержится «азбука нравственности», из них во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо» (Владимир Маяковский). И в то же время, как парадоксально заметил Максимилиан Волошин, «смысл воспитания - защита взрослых от детей».
Менее популярна, но отнюдь не менее важна эстетическая функция детской литературы: книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. И в этом случае, несомненно, огромна роль взрослого, именно он способен сыграть роль проводника в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной литературы.
При этом важен и обратный процесс: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы.
«Иногда она помогает взрослым отыскать в себе забытого ребёнка» Марина Бородицкая.
Не вызывает сомнений познавательная функция детской литературы: учеными установлено, что до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% - за всю последующую жизнь! Огромна роль иллюстраций в детской книге. Так, для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее 75%. Один из ведущих видов памяти - зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединялся с ее содержанием.
Работая с детской книгой, нельзя не учитывать и психологических особенностей восприятия детской литературы.
Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание поучительного и художественного компонентов. Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства.
Увлекательное путешествие по творчеству
Николая Николаевича Носова
(занятие для детей 6-7 лет)
Цели:
1. Обобщать и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н. Н. Носова, расширять кругозор.
2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
3. Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности.
Оборудование: Презентация, выставка книг, телеграмма.
Подготовка. Чтение рассказов «Автомобиль», «Дружок», «Мишкина каша», «Телефон», «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей.
Ход мероприятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в увлекательное путешествие.
Я расскажу вам о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с удовольствием читают взрослые и дети. Он автор знаменитого Незнайки, а зовут его…
Дети- Николай Николаевич Носов.
Звучит музыка из мультфильма «Незнайка» Гимн Незнайки и его друзей.
Слайд 1.
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в 1908 года под Киевом в селе «Ирпень». Он рос послушным мальчиком, был любознательным. В школе хорошо учился. Носов любил много читать, он знал много стихов наизусть. Он мечтал стать писателем. Так как он любил детей, то писал рассказы о детях. Ребята, о которых Носов пишет, в чем-то похожи на самого писателя в детстве. Они любознательные, правдивые и честные.
«Детским писателем я стал потому что, когда я вырос, мне вообще хотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было о чем рассказать людям» - говорит о себе сам писатель.
Рассказы Николая Носова переведены на многие языки мира! Их читают дети всей Земли! Слайд 2.
Посмотрите как их много…
Воспитатель: Ребята, я могу дополнить, что писатель родился в семье эстрадного артиста, актера, был вторым ребенком в семье. Он был настолько любознательным, что увлекался музыкой, фотографией, шахматами и даже химией. Но любовь к книгам была у него намного сильнее. Носова называли «веселым писателем». Он умеет рассказывать весело, шутливо даже о серьезных и важных делах. Давайте еще раз посмотрим на эти рассказы. Перед вами выставка книг, среди них есть и книги Носова. Назовите их.
Дети называют:
Воспитатель: Правильно, но меня интересует, какие рассказы могут быть в этих книгах? Чтобы их быстрее узнать отгадайте мои загадки:
1. «Лежат на грядках
Зелены и гладки». (Огурцы). Слайд № 3
Правильно, значит, рассказ называется «Огурцы».
Воспитатель: в этом рассказе дети поступили честно, сказав правду. А в чем они признались? (Рассказ детей).
Следующая загадка:
2. «Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес;
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины, и
Поднявши вихрем пыль,
Побежит…». (Автомобиль). Слайд № 3
Воспитатель: в этом рассказе дети проявили свою порядочность, жалость к невиновному человеку, когда решили помочь водителю, спасти его от ареста. А что они сделали? (Рассказ детей).
Следующая загадка:
3.«Через поле и лесок
Подает он голосок,
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там». (Телефон). Слайд № 3
Воспитатель: в этом рассказе мы видим любознательность детей, их стремление узнать что-то новое. А когда это произошло? (Рассказ детей).
Мама строчит на машинке —
Пришивает мне картинку.
Вместо дырки на штанишках
Симпатичный будет мишка. (Заплатка) Слайд № 3
-Молодцы ребята, вы прекрасно угадали названия рассказов.
Раздается стук в дверь. Вбегает ребенок в костюме Незнайки с телеграммами в руке.
Незнайка:
-Здравствуйте, ребята! Я сегодня получил телеграммы, а вот кто их отправил, не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать от кого они.
Воспитатель:
-Давайте, ребята поможем Незнайке. Дело в том, что в телеграмме написан текст, а вот кто его написал неизвестно, и кому дать ответы он не знает.
Незнайка читает текст телеграммы: Слайд 4.
1. «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо черное. И я его очень люблю».
-Ребята, как вы думаете, из какого рассказа эти слова? («Дружок»).
-А кто их произносил? (Мишка).
-Правильно, значит, телеграмму прислал мишка из рассказа Н. Носова «Дружок».
2. «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»
Дети угадывают.
Вадик из рассказа «Живая шляпа». Слайд 4.
3. «Горка получилась хорошая, скользкая!»
-А это Котька из рассказа «На горке». Слайд 5.
4. «А я однажды купался в море, и на меня напала акула. А я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила». Слайд 5.
-Рассказ «Фантазеры», написал Мишутка.
Незнайка:
-Спасибо вам ребята, теперь я знаю, кому мне надо отправить ответы.
Воспитатель:
-Приглашайте ребята Незнайку поиграть с нами в игру.
Игра со шляпой: «Кто первый возьмет шляпу». (Дети стоят по кругу, шляпа в руках у Незнайки. Звучит музыка, Незнайка пляшет в середине круга. Музыка останавливается, Незнайка кладет шляпу между двумя детьми. На счет раз, два, три-беги, дети обегают по кругу и кто первый успеет взять шляпу – тот побеждает).
-Ребята, мы продолжаем наше путешествие по страничкам рассказов Николая Носова. Читая его рассказы и повести, вы можете быть честными, правдивыми, любознательными и смелыми, как герои рассказов.
А теперь ребята мы проверим ваши знания по творчеству Николая Носова и все вместе разгадаем кроссворд. Слайд № 6
(на каждом столе листы для ответов и вопросы, которые воспитатель зачитывает вслух)
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. - Они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места.
3. «Федина ….».
6. Название этого рассказа произошло от названия предмета, который купили Мишка и его друзья.
7. Герой этого рассказа Федя Рыбкин насмешил весь класс.
9. «Три ….».
ПО ВЕРТИКАЛИ:
2.- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется – обязательно сам пришью.
4. «Мишкина ….».
5. Как называется рассказ, герои которого, сидя на скамейке, соревновались «кто кого переврет»?
8. «Живая ….».
10. Герой этого рассказа выстрелом из пистолета напугал старушку.
Проверим себя, ребята! Слайд № 7
Ребята, посмотрите на экран. У нас есть плакат «находок». Слайд 8.
Здесь изображено много разных предметов. Рассмотрите и найдите предметы из рассказов Носова. Определите названия рассказов.
1. Игрушечная машинка («Автомобиль»).
2. Игрушечная собака («Дружок»).
3. Кастрюля (Мишкина каша»).
4. Телефон («Телефон»).
Незнайка:
-Какие молодцы ваши ребята, все знают.
Но у меня есть еще оно задание для вас, еще посложнее …
Слайд 9.
Знаете ли Вы этих героев?
Художник из цветочного города?
Коротышка, который придумал воздушный шар?
Самый умный из коротышек?
Режиссер солнечного города?
Кому принадлежит волшебная палочка?
С кем играл незнайка в шахматы?
Вы просто умницы!
А теперь я должен пойти отправить ответы на полученные телеграммы.
Снимает шляпу, прощается. Из шляпы выпадают буквы и слоги. Ой, что это? Буквы какие-то.
Воспитатель.
-Ребята, я думаю это буквы, из которых можно составить названия рассказов Н. Носова. Давайте попробуем.
Воспитатель раздает детям буквы и слоги. Предлагает поиграть. Делит ребят на три команды. Играет в бубен, дети бегают врассыпную. Музыка останавливается - ребята выстраиваться так, чтобы получилось слово (название рассказа). Три команды – три слова («Огурцы», «Телефон», «Фантазеры»).
-Ну, вот и закончилось наше путешествие по творчеству Николая Носова.
Мои хорошие, я хочу, чтобы вы любили книги, много читали. Они учат нас жизни.
Звучит музыка № 8