Эвелина Зотова
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях ДОУ
▼ Скачать
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях о ДОУ
Для жизни человека важна среда,
созданная культурой его предков,
культурная среда необходима для
его духовной нравственной жизни,
для его «духовной оседлости»,
для его нравственной
самодисциплины.
(Д. С. Лихачев)
Публикация «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, психолого-педагогического изучения ребенка, формирования духовно-нравственной культуры, обогащения словарного запаса детей и передачи красоты и образности русского языка.
Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички скороговорки, сказки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народной культуры. Овладение родным языком является одним из
самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи.
На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение работает по приобщению детей к русской народной культуре.
Для этого создана старинная русская изба, где царит самобытный мир.
Произведения устного народного творчества я использовала в работе с детьми уже раннего возраста.
Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с колыбельных песенок.
Колыбельные – это песенки, основанные на силе слова и музыки, на их способности успокоить ребёнка.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании духовно нравственного воспитания
Котя, котенька, коток,
Котя-серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Приди Ванечку качать.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Пока дети рассматривали игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, её особенностях, объясняла значения новых слов в потешке.
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами.
Во время умывания, причёсывания детей знакомила с такими потешками, как «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса».
Потешки связаны с игрой. Ребёнок играет всегда с удовольствием, легко включается в игру, в общение со взрослым, создаётся положительно-эмоциональный настрой.
Дети взрослели, и я стала подбирать потешки с более сложным содержанием. Перед ними я ставила задачу не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учились двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком потешка, передавать характерные особенности персонажей. Например,
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл
.Морковку жуёт,
Ой! Кто-то идёт.
. Были разучены и обыграны такие потешки, как «Кисонька – мурысонька», «А тари, тари, тари», «Идёт лисичка по мосту», «Катя, Катя маленька», «Как у нашего кота», «Ты, Бурёнушка, ступай», «Уж ты зимушка – зима», «Тили – бом».
Нравится детям слушать сказки. Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.
А. С. Пушкин писал о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Прочитаны и рассказаны русские народные сказки : «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Хаврошечка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Бычок - чёрный бочок, белые копытца», «Зимовье зверей» и другие. У нас стало традицией читать сказку перед сном.
Чтобы вызвать интерес, часто сказку я рассказывала от лица Хозяюшки-рассказушки, Кузи или использовала куклы.
Дети узнавали, что в сказках побеждает всегда добро, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивались неряхи, воспитывались такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.
Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целой сказки. Проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот, петух и лиса».
Также были обыграны сюжеты сказок с использованием настольного театра («Теремок», «Волк и семеро козлят») и театр на фланелеграфе («Репка»)
В ходе обыгрывания сюжетов сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым, высказывать отношение к героям сказки, передавать их настроение, речь становилась более образной и эмоциональной.
Часто я прибегала к такому приёму, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям вслушаться в слова, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
Проводились встречи в старинной избе «Узнай сказку», где по соответствующим предметам дети узнавали и называли, а затем по просьбе Кузи рассказывали сказку. Кузя - это домовёнок, представитель русской сказки и носитель народной мудрости, дети принимают его за своего товарища, легко с ним общаются.
Пословица – коротенькая притча. Это суждение, поучение. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. «Мороз не велик, да стоять не велит»
Очень часто в режиме дня использую пословицы и поговорки, многие из них дети уже хорошо запомнили и знают в какой ситуации можно употребить ту или иную пословицу и поговорку: «Зима лодыря морозит», «Много снега - много хлеба».
Любимое занятие детей-игры. Часто мы играем в народные словесные («Аюшки») и подвижные игры («У медведя во бору», «Огуречик, огуречик», «Пузырь», «Гуси-лебеди») и другие. В этих играх у детей развиваются не только физические качества, но и речь, её образность, эмоциональность, выразительность, нравственные качества (доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, уступать).
В свободное время я веду с детьми кружок «Родничок», где рассказываю сказки, потешки, знакомлю с пословицами, загадками, с народными традициями.
Цель работы кружка:
Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры
Задачи:
-Знакомить детей с различными жанрами фольклора;
- с традициями встреч и проведения народных праздников;
-с жизнью человека в истории и культуре
Всё это не только приобщает детей к народной культуре, но и развивает речь, обогащает словарь и воспитывает любовь к слову, Родине.
Моя работа не была бы столь плодотворной и полезной без помощи родителей. На родительском собрании я рассказала о роли устного народного творчества в развитии речи детей. Было показано развлечение-драматизация сказки «Заюшкина избушка».
С родителями я проводила беседы, консультации, анкетирование на тему: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Читаете ли вы детям сказки?»
В папку «Для вас, родители» помещала статьи: «Русский фольклор-палитра жанров», «Зачем нужны пальчиковые народные игры?», «Народные игры для дошкольника».
В группе оформлен альбом «Русские народные сказки»
Родители оказали большую помощь в оформлении дидактических игр по фольклору, по развитию речи, в обновлении и обогащении театральной зоны. А также подарили три тома «Пословицы русского народа» Владимира Даля.
В ходе работы речь детей стала богатой образными сравнениями, выражениями, дети научились чётко излагать свои мысли, пользуясь законченными предложениями, улучшилась память у детей, пополнился словарный запас. Эта работа представляет большой интерес, как для меня, так и для детей.
Таким образом, произведения устного народного творчества развивают речь у детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.
Задача на будущее:
Продолжать совершенствовать все формы речи, используя устное народное творчество.