Приложение МААМ

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях ДОУ

Эвелина Зотова
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях о ДОУ

Для жизни человека важна среда,

созданная культурой его предков,

культурная среда необходима для

его духовной нравственной жизни,

для его «духовной оседлости»,

для его нравственной

самодисциплины.

(Д. С. Лихачев)

Темочки:

Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, психолого-педагогического изучения ребенка, формирования духовно-нравственной культуры, обогащения словарного запаса детей и передачи красоты и образности русского языка.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички скороговорки, сказки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народной культуры. Овладение родным языком является одним из

самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи.

На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение работает по приобщению детей к русской народной культуре.

Для этого создана старинная русская изба, где царит самобытный мир.

Произведения устного народного творчества я использовала в работе с детьми уже раннего возраста.

Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с колыбельных песенок.

Колыбельные – это песенки, основанные на силе слова и музыки, на их способности успокоить ребёнка.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании духовно нравственного воспитания

Котя, котенька, коток,

Котя-серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Приди Ванечку качать.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Пока дети рассматривали игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, её особенностях, объясняла значения новых слов в потешке.

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая

За малыми ребятами.

Во время умывания, причёсывания детей знакомила с такими потешками, как «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса».

Потешки связаны с игрой. Ребёнок играет всегда с удовольствием, легко включается в игру, в общение со взрослым, создаётся положительно-эмоциональный настрой.

Дети взрослели, и я стала подбирать потешки с более сложным содержанием. Перед ними я ставила задачу не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учились двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком потешка, передавать характерные особенности персонажей. Например,

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл

.Морковку жуёт,

Ой! Кто-то идёт.

. Были разучены и обыграны такие потешки, как «Кисонька – мурысонька», «А тари, тари, тари», «Идёт лисичка по мосту», «Катя, Катя маленька», «Как у нашего кота», «Ты, Бурёнушка, ступай», «Уж ты зимушка – зима», «Тили – бом».

Нравится детям слушать сказки. Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.

А. С. Пушкин писал о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Прочитаны и рассказаны русские народные сказки : «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Хаврошечка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Бычок - чёрный бочок, белые копытца», «Зимовье зверей» и другие. У нас стало традицией читать сказку перед сном.

Чтобы вызвать интерес, часто сказку я рассказывала от лица Хозяюшки-рассказушки, Кузи или использовала куклы.

Дети узнавали, что в сказках побеждает всегда добро, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивались неряхи, воспитывались такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.

Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целой сказки. Проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот, петух и лиса».

Также были обыграны сюжеты сказок с использованием настольного театра («Теремок», «Волк и семеро козлят») и театр на фланелеграфе («Репка»)

В ходе обыгрывания сюжетов сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым, высказывать отношение к героям сказки, передавать их настроение, речь становилась более образной и эмоциональной.

Часто я прибегала к такому приёму, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям вслушаться в слова, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

Проводились встречи в старинной избе «Узнай сказку», где по соответствующим предметам дети узнавали и называли, а затем по просьбе Кузи рассказывали сказку. Кузя - это домовёнок, представитель русской сказки и носитель народной мудрости, дети принимают его за своего товарища, легко с ним общаются.

Пословица – коротенькая притча. Это суждение, поучение. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. «Мороз не велик, да стоять не велит»

Очень часто в режиме дня использую пословицы и поговорки, многие из них дети уже хорошо запомнили и знают в какой ситуации можно употребить ту или иную пословицу и поговорку: «Зима лодыря морозит», «Много снега - много хлеба».

Любимое занятие детей-игры. Часто мы играем в народные словесные («Аюшки») и подвижные игры («У медведя во бору», «Огуречик, огуречик», «Пузырь», «Гуси-лебеди») и другие. В этих играх у детей развиваются не только физические качества, но и речь, её образность, эмоциональность, выразительность, нравственные качества (доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, уступать).

В свободное время я веду с детьми кружок «Родничок», где рассказываю сказки, потешки, знакомлю с пословицами, загадками, с народными традициями.

Цель работы кружка:

Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры

Задачи:

-Знакомить детей с различными жанрами фольклора;

- с традициями встреч и проведения народных праздников;

-с жизнью человека в истории и культуре

Всё это не только приобщает детей к народной культуре, но и развивает речь, обогащает словарь и воспитывает любовь к слову, Родине.

Моя работа не была бы столь плодотворной и полезной без помощи родителей. На родительском собрании я рассказала о роли устного народного творчества в развитии речи детей. Было показано развлечение-драматизация сказки «Заюшкина избушка».

С родителями я проводила беседы, консультации, анкетирование на тему: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Читаете ли вы детям сказки?»

В папку «Для вас, родители» помещала статьи: «Русский фольклор-палитра жанров», «Зачем нужны пальчиковые народные игры, «Народные игры для дошкольника».

В группе оформлен альбом «Русские народные сказки»

Родители оказали большую помощь в оформлении дидактических игр по фольклору, по развитию речи, в обновлении и обогащении театральной зоны. А также подарили три тома «Пословицы русского народа» Владимира Даля.

В ходе работы речь детей стала богатой образными сравнениями, выражениями, дети научились чётко излагать свои мысли, пользуясь законченными предложениями, улучшилась память у детей, пополнился словарный запас. Эта работа представляет большой интерес, как для меня, так и для детей.

Таким образом, произведения устного народного творчества развивают речь у детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

Задача на будущее:

Продолжать совершенствовать все формы речи, используя устное народное творчество.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях ДОУ
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 22:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Эвелина Зотова (УИ 2840316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД