Эвелина Зотова
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях о ДОУ
Для жизни человека важна среда,
созданная культурой его предков,
культурная среда необходима для
его духовной нравственной жизни,
для его «духовной оседлости»,
для его нравственной
самодисциплины.
(Д. С. Лихачев)
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, психолого-педагогического изучения ребенка, формирования духовно-нравственной культуры, обогащения словарного запаса детей и передачи красоты и образности русского языка.
Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички скороговорки, сказки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народной культуры. Овладение родным языком является одним из
самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи.
На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение работает по приобщению детей к русской народной культуре.
Для этого создана старинная русская изба, где царит самобытный мир.
Произведения устного народного творчества я использовала в работе с детьми уже раннего возраста.
Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с колыбельных песенок.
Колыбельные – это песенки, основанные на силе слова и музыки, на их способности успокоить ребёнка.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании духовно нравственного воспитания
Котя, котенька, коток,
Котя-серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Приди Ванечку качать.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Пока дети рассматривали игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, её особенностях, объясняла значения новых слов в потешке.
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами.
Во время умывания, причёсывания детей знакомила с такими потешками, как «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса».
Потешки связаны с игрой. Ребёнок играет всегда с удовольствием, легко включается в игру, в общение со взрослым, создаётся положительно-эмоциональный настрой.
Дети взрослели, и я стала подбирать потешки с более сложным содержанием. Перед ними я ставила задачу не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учились двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком потешка, передавать характерные особенности персонажей. Например,
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл
.Морковку жуёт,
Ой! Кто-то идёт.
. Были разучены и обыграны такие потешки, как «Кисонька – мурысонька», «А тари, тари, тари», «Идёт лисичка по мосту», «Катя, Катя маленька», «Как у нашего кота», «Ты, Бурёнушка, ступай», «Уж ты зимушка – зима», «Тили – бом».
Нравится детям слушать сказки. Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.
А. С. Пушкин писал о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Прочитаны и рассказаны русские народные сказки : «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Хаврошечка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Бычок - чёрный бочок, белые копытца», «Зимовье зверей» и другие. У нас стало традицией читать сказку перед сном.
Чтобы вызвать интерес, часто сказку я рассказывала от лица Хозяюшки-рассказушки, Кузи или использовала куклы.
Дети узнавали, что в сказках побеждает всегда добро, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивались неряхи, воспитывались такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.
Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целой сказки. Проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот, петух и лиса».
Также были обыграны сюжеты сказок с использованием настольного театра («Теремок», «Волк и семеро козлят») и театр на фланелеграфе («Репка»)
В ходе обыгрывания сюжетов сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым, высказывать отношение к героям сказки, передавать их настроение, речь становилась более образной и эмоциональной.
Часто я прибегала к такому приёму, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям вслушаться в слова, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
Проводились встречи в старинной избе «Узнай сказку», где по соответствующим предметам дети узнавали и называли, а затем по просьбе Кузи рассказывали сказку. Кузя - это домовёнок, представитель русской сказки и носитель народной мудрости, дети принимают его за своего товарища, легко с ним общаются.
Пословица – коротенькая притча. Это суждение, поучение. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. «Мороз не велик, да стоять не велит»
Очень часто в режиме дня использую пословицы и поговорки, многие из них дети уже хорошо запомнили и знают в какой ситуации можно употребить ту или иную пословицу и поговорку: «Зима лодыря морозит», «Много снега - много хлеба».
Любимое занятие детей-игры. Часто мы играем в народные словесные («Аюшки») и подвижные игры («У медведя во бору», «Огуречик, огуречик», «Пузырь», «Гуси-лебеди») и другие. В этих играх у детей развиваются не только физические качества, но и речь, её образность, эмоциональность, выразительность, нравственные качества (доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, уступать).
В свободное время я веду с детьми кружок «Родничок», где рассказываю сказки, потешки, знакомлю с пословицами, загадками, с народными традициями.
Цель работы кружка:
Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры
Задачи:
-Знакомить детей с различными жанрами фольклора;
- с традициями встреч и проведения народных праздников;
-с жизнью человека в истории и культуре
Всё это не только приобщает детей к народной культуре, но и развивает речь, обогащает словарь и воспитывает любовь к слову, Родине.
Моя работа не была бы столь плодотворной и полезной без помощи родителей. На родительском собрании я рассказала о роли устного народного творчества в развитии речи детей. Было показано развлечение-драматизация сказки «Заюшкина избушка».
С родителями я проводила беседы, консультации, анкетирование на тему: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Читаете ли вы детям сказки?»
В папку «Для вас, родители» помещала статьи: «Русский фольклор-палитра жанров», «Зачем нужны пальчиковые народные игры?», «Народные игры для дошкольника».
В группе оформлен альбом «Русские народные сказки»
Родители оказали большую помощь в оформлении дидактических игр по фольклору, по развитию речи, в обновлении и обогащении театральной зоны. А также подарили три тома «Пословицы русского народа» Владимира Даля.
В ходе работы речь детей стала богатой образными сравнениями, выражениями, дети научились чётко излагать свои мысли, пользуясь законченными предложениями, улучшилась память у детей, пополнился словарный запас. Эта работа представляет большой интерес, как для меня, так и для детей.
Таким образом, произведения устного народного творчества развивают речь у детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.
Задача на будущее:
Продолжать совершенствовать все формы речи, используя устное народное творчество.