Елена Бычкова
Установление вербального контакта с аутичным ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний детский аутизм - нарушение психического развития ребенка, связанное с нарушением контактов с окружающим миром. Это - диагноз медицинский, его устанавливает только специалист.
Коррекционная работа с каждым аутичным ребенком проводится индивидуально и начинается с установления контакта как тактильного, так и вербального. Специфические психические особенности детей вызывают большие трудности. Обычно аутичный ребенок вначале не реагирует на инструкции, предложенные игры. Проговаривая слова, выполняя движения, педагог вовлекает ребенка, беря его руки в свои. Если ребенок не хочет, игру нужно прекратить, а если не сопротивляется – ее можно повторить снова, включая в ход занятия. Когда ребенок привыкнет к определенному объему материала на занятии, попробуйте опустить эту игру. Ребенок обязательно вам ее напомнит, и вы сможете смело играть с ним и вне занятия.
Публикация «Установление вербального контакта с аутичным ребенком» размещена в разделах
На первых порах не следует настойчиво навязывать свое общество. Подходить к построению занятия нужно гибко, учитывая интересы и желания ребенка и не придерживаясь строго запланированного хода занятия. Если у ребенка что-то не получается, следует очень тактично подсказать или оказать помощь.
При любом негативном отношении ребенка к игрушке или действию нужно их пока отложить. Для игр лучше всего выбрать пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, в них дети играют с удовольствием и длительное время. При спокойной, доверительной обстановке и постепенном привыкании у ребенка исчезнет чувство скованности, он станет с удовольствием принимать помощь. Педагог должен все свои слова сопровождать речью.
Постепенно нужно вводить игры на подражание. Вот некоторые из них.
Игра «Покажи нос»
Цель: помочь ощутить и осознать свое тело.
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.
Ты смотри, не зевай,
Что сейчас я скажу
И при этом покажу.
Педагог называет и показывает на себе части тела, затем на ребенке (по желанию).
Игра «Сделай, как я»
Цели: развивать подражание движений рук взрослого и кисти рук; обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое; развивать понимание речи.
Ладошки вверх!
Дети кладут на стол кисти рук ладонями вверх.
Ладошки вниз!
Переворачивают ладони.
А теперь их на бочок!
Ставят ладонь на ребро.
И зажали в кулачок!
Зажимают ладони в кулачки.
Игра «Наши ручки»
Цель: развивать подражание движениям взрослого, понимание речи.
Наши ручки хлопают:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Дети хлопают в ладоши.
Наши ножки топают:
Топ-топ-топ.
Топают ногами.
Голова качается:
Раз, два, три.
Качают головой.
Ротик улыбается – посмотри!
Растягивают уголки рта указательными пальцами.
Игра «Что мне нравится»
Цель: развивать подражание жестам и речи взрослого.
Мне нравится говорить:
«Нет, нет».
Мне нравится говорить:
«Нет, нет, нет».
Мне нравится говорить:
«Нет, нет, нет».
Педагог показывает, как трясти пальчиком, одновременно произнося «нет». Затем, покачивая головой, повторяет стихотворение со словом «да».
Труднее всего добиться вербального контакта с ребенком. Дети с аутизмом редко обладают полноценной речью, поэтому ведущее место в коррекционной работе занимает ее развитие. На первых этапах работы педагог должен продумать план занятия и затем повторять, не нарушая его. Ребенок, зная определенную последовательность заданий, становится более спокойным и уверенным. Малейшие отклонения от плана могут вызвать его негативную реакцию.
Главное добиться от него произнесения какого-либо звука или голосовой реакции, т. е. помочь преодолеть речевой барьер. Очень эффективно в этом случае дыхательно-голосовые упражнения: поезд гудит: у-у-у; пароход плывет: ы-ы-ы; дети заблудились в лесу: ау; понюхай цветок: а-а-а. Педагог просит сделать вдох через нос, на выдохе произнести через рот звуки. Все эти упражнения следует обязательно обыграть.
Когда ребенок научится произносить уверенно отдельные звуки, ему легче будет сказать слово.
Закреплять произношение гласных звуков, формировать умение управлять силой голоса можно с помощью игры «Квадраты».
Перед ребенком два квадрата 15-15см (красный-«громко», синий-«тихо»).
Ребенок с силой нажимает ладонью на красный квадрат и громко произносит гласный звук, затем аккуратно кладет руку на синий квадрат и произносит звук тихо. Вначале взрослый выполняет это вместе с ребенком, держа его за руку. Привыкнув с уверенностью произносить звуки, ребенок может повторить, нажимая на квадраты слоги и слова, незаметно предложенные взрослым, например: а-а-а, а-у, ма-ма и т. д. Обычно после этого дети уже не боятся их произносить.
Вербальный контакт установлен. Теперь можно проводить работу по коррекции и развитию речи.