Эльвира Бабасиева
Условия, созданные педагогом для эстетического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Условия, созданные педагогом для эстетического воспитания детей (эстетика, обстановка, красивая речь, художественная деятельность)
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне занятий.
Публикация «Условия, созданные педагогом для эстетического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, материалами, инструментами способствует более эффективному формированию детских интересов, склонностей, художественных навыков и умений, самостоятельного творчества.
В детском саду организуются зоны для самостоятельной художественной деятельности детей : музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.
Надо помнить, что эстетическое восприятие жизненных ситуаций очень индивидуально и избирательно. Важен эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок от рождения открыт всему красивому в природе, среди предметов, в искусстве, но особенно он отзывчив на добрые, красивые чувства людей. И здесь огромное значение приобретает его личный опыт, переживания, его стремления и побуждения.
В процессе эстетического воспитания можно использовать разнообразные методы. Но скорее всего их выбор будет продиктован условиями : возможностью использовать качественный художественный материал в достаточном объеме, формами организации других видов деятельности, возрастом ребенка. Но главное условие – это уровень эстетического развития педагога, его мастерство и способности донести прекрасное детям.
Немного подробнее остановимся на условиях, в которых ребенок живет и развивается, на эстетику быта. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит гармоничные отношения между людьми, слышит красивую правильную речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Во все времена на протяжении всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для достижения этой цели создаются предметы быта, обстановка, интерьер. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется: игрушки, одежда, дизайн помещений и т. д. Красивые вещи радуют глаз, вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребенка важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе – все это создает эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если среди чашек или другой посуды появляется не такая, как все чашки, а лучше, то дети сразу замечают её и стремятся поставить себе или, в крайнем случае, другу, выражая тем самым свою симпатию.
Эстетическую информацию ребенок получает не только в детском саду. Она идет к нему из социальной среды, предметов, которыми он окружен, явлений природы, художественных произведений. Важно, чтоб ребенок воспринимал явление в целом – например, сюжета картины или образного построения музыкальной пьесы. Затем необходимо научить ребенка распознавать звуки, различать оттенки цветов, вглядываться в разнообразие форм. Для этого педагогу необходимо обращать внимание ребенка на детали, научить наблюдать и анализировать. Например, при просмотре фильма особенно быть внимательным к названному персонажу, а затем описать его поведение, речь, одежду.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
• специально организованное обучение;
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных её направлениях. Необходимо привлекать внимание детей к красоте «Мы с вами закончили уборку. Как стало красиво». Подобные реплики должны звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание. Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс.
Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения.
Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания. Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребенка и для всего коллектива в целом.