Елена Берсенева
Условия развития образно-пластического творчества у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная работа проводилась с детьми старшей группы в количестве 12 человек и включал в себя несколько этапов.
На констатирующем этапе была проведена диагностика, направленная на выявление уровня развития образно – пластического творчества детей старшего дошкольного творчества. Уровень сформированности образно – пластического творчества определялся на основании следующих критериев:
Публикация «Условия развития образно-пластического творчества у старших дошкольников» размещена в разделах
• Владение способами детализации образа;
• Владение способами условно – сценического взаимодействия;
• Владение способами построения образно – пластической композиции.
Полученные результаты свидетельствовали о недостаточном развитии образно – пластического творчества детей старшего дошкольного возраста, что привело нас к решению использовать методику, направленную на развитие образно – пластического творчества детей старшего дошкольного возраста.
На этапе формирующего эксперимента с учетом полученных диагностических данных, нами была использована педагогическая технология “Выразительное движение” (О. М. Дьяченко, включающая в себя серию занятий кружка, направленных на обучение детей языку выразительных движений. В ходе обучения использовались три выразительных "языка" : движение, слово, музыка.
Обучение языку движений и развитие творчества проводится по не-скольким параллельным направлениям, дополняющим друг друга. Главные из них: а) развитие способности к образному перевоплощению;
б) развитие образно-пластического взаимодействия.
Содержание занятий кружка реализовывалось различными методами: проведением этюдов, упражнений; построением образно – пластических композиций в сочетании со словесными методами.
В тесной взаимосвязи с занятиями кружка с детьми велась работа по активизации театрализованных игр, происходящих в свободной деятельности. В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Подсказывает их литературное произведение. Поэтому знание сказок, стихотворений, героев литературных произведений создает основу для проведения той или иной театрализованной игры. Важное место отводилось наблюдениям за окружающим миром, так как знание повадок зверей, этапов роста растений, движения транспорта способствуют более точному изображению характера персонажа. Не последнюю роль играло и оснащение театрализованной деятельности всем необходимым: пространством для развертывания игр и постановок, разнообразными костюмами, атрибутами, декорациями, музыкальным сопровождением.
Выявлению эффективности проведенной работы способствовала повторная диагностика. Результаты диагностики на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы привели к выводу о положительной динамике в уровне развития образно – пластического творчества детей старшего дошкольного возраста. Для большинства детей характерен средний уровень развития образно-пластического творчества, проявляющийся в том, дети без труда передают характерную пластику персонажа, детали его поведения при взаимодействии с другими детьми находят условные движения, жесты, пытаясь воссоздать “сценическую иллюзию” после показа взрослого. Более длительного времени требует обучение детей способам построения образно – пластической композиции. Дошкольникам еще достаточно трудно найти способы воплощения каждого эпизода сюжета, выстроить композицию до конца.
Современная жизнь требует от человека не шаблонных действий, по ранее просчитанным схемам, а нестандартных, творческих действий, направленных на достижение более высоких целей. Развитие творчества у детей дошкольного возраста многие ученые считают сегодня одной из важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Дети по своей природе любознательны, у них огромное желание познать окружающий мир. По определению Т. С. Комаровой «детское творчество – это создание субъективно нового продукта; создание к известному ранее деталей, по новому характеризующих создаваемый образ; применение усвоенных ранее способов изображения и средств выразительности; проявление инициативы во всем. Хотя продукт творчества ребенка общечеловеческой ценности не имеет, значительна его субъективная ценность. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности ребенка. Успех выполнения различных видов творческой деятельности зависит от наличия творческих способностей. Многие ученые связывают способность к творчеству, прежде всего, с развитием воображения и мышления
Немаловажную роль играет накопление ребенком опыта, знаний об окружающем мире. Чем сильнее развито воображение, чем богаче опыт, тем выше возможность для творчества. Все это является «фундаментом» для успешного развития образно-пластического творчества у дошкольников.
Основой развития образно – пластического творчества считается обучение детей языку выразительных движений, которое осуществляется на материале художественно – игровой деятельности, где главным средством воплощения образного содержания являются выразительные движения и пластика тела ребенка.
Ученые доказали, что все виды игр способствуют художественному творчеству, и, в частности, - театрализованные игры. Одним из видов театрализованной игры является драматизация. Драматизация – такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, движения, речь. Эти же средства используются и в театре при создании образа персонажа.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с детьми старшей группы в количестве 12 человек, и включал в себя несколько этапов.
На констатирующем этапе была проведена диагностика, направленная на выявление уровня развития образно – пластического творчества детей старшего дошкольного творчества. Уровень сформированности образно – пластического творчества определялся на основании следующих критериев:
• Владение способами детализации образа;
• Владение способами условно – сценического взаимодействия;
• Владение способами построения образно – пластической композиции.
Полученные результаты свидетельствовали о недостаточном развитии образно – пластического творчества детей старшего дошкольного возраста, что привело нас к решению использовать методику, направленную на развитие образно – пластического творчества детей старшего дошкольного возраста.
На этапе формирующего эксперимента с учетом полученных диагностических данных, нами была использована педагогическая технология “Выразительное движение” (О. М. Дьяченко, включающая в себя серию занятий кружка, направленных на обучение детей языку выразительных движений. В ходе обучения использовались три выразительных "языка" : движение, слово, музыка.
Обучение языку движений и развитие творчества проводится по не-скольким параллельным направлениям, дополняющим друг друга. Главные из них: а) развитие способности к образному перевоплощению;
б) развитие образно-пластического взаимодействия.
Содержание занятий кружка реализовывалось различными методами: проведением этюдов, упражнений; построением образно – пластических композиций в сочетании со словесными методами.
С целью передачи детализации образа использованы этюды : “Старый – молодой”, “Дед и бабка”, “Колобок”, “Петя и дедушка”, “Бабочка”, “Фантастическое существо”.
С целью воссоздания “сценической иллюзии” использованы упражнения: “Погоня”, “Легкий – тяжелый”, “Потяни за веревочку”, “Иван и Жар-птица”, “Петя, волк и птичка”.
С целью построения образно – пластической композиции использованы сюжеты: “Заяц и волк”, “Медвежонок и бабочка”, “Маша и Щелкунчик”, “Заяц и волк”.
В тесной взаимосвязи с занятиями кружка с детьми велась работа по активизации театрализованных игр, происходящих в свободной деятельности. В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Подсказывает их литературное произведение. Поэтому знание сказок, стихотворений, героев литературных произведений создает основу для проведения той или иной театрализованной игры. Важное место отводилось наблюдениям за окружающим миром, так как знание повадок зверей, этапов роста растений, движения транспорта способствуют более точному изображению характера персонажа. Не последнюю роль играло и оснащение театрализованной деятельности всем необходимым: пространством для развертывания игр и постановок, разнообразными костюмами, атрибутами, декорациями, музыкальным сопровождением.
Выявлению эффективности проведенной работы способствовала повторная диагностика. Результаты диагностики на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы привели к выводу о положительной динамике в уровне развития образно – пластического творчества детей старшего дошкольного возраста. Для большинства детей характерен средний уровень развития образно-пластического творчества, проявляющийся в том, дети без труда передают характерную пластику персонажа, детали его поведения при взаимодействии с другими детьми находят условные движения, жесты, пытаясь воссоздать “сценическую иллюзию” после показа взрослого. Более длительного времени требует обучение детей способам построения образно – пластической композиции. Дошкольникам еще достаточно трудно найти способы воплощения каждого эпизода сюжета, выстроить композицию до конца.