Надежда Михайлова
Условия организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь современного ребёнка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками, секциями. На игру у ребёнка остаётся крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности. У современных детей появились новые игровые роли: «Банкир», «Агент», «Клиент», «Визажист», «Дизайнер» и новые игровые сюжеты : «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы на льду» и «Танцы со звёздами». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых: «Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель». Для того, чтобы игра перешла в более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям.
Публикация «Условия организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ на современном этапе» размещена в разделах
Для правильной организации сюжетно-ролевой игры необходимо создать условия :
· организация игрового пространства (организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям,
· игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.
· Сюжетно-ролевую игру можно проводить в совместной деятельности педагога и детей, так и во время занятий.
· Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
· Обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни.
· Нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольника.
· Сюжетно-ролевая игра осуществляется последовательно и систематически
Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если воспитатель будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми дает ему материал для размышлений, умение понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками. Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, воспитатель должен активно использовать методы и приемы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры и игровых действий, заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Для этого воспитатель должен соблюдать особые условия организации сюжетно-ролевой игры.
Одно из условий организации сюжетно-ролевой игры заключается в том, что для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. В совместной игре с детьми педагог должен взять позицию играющего партнера, с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок. Из этого следует второе условие организации сюжетно-ролевой игры : воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом: так, чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения. Третьим условием организации сюжетно-ролевой игры является формирование игровых умений, то есть одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включить моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие детей в сюжетно-ролевой игре зависит от определенных условий. Педагог предлагает тему, игры направляя игру в нужное русло, тем самым на правах участника руководя не только игрой, а еще и процессом формирования у детей личностных качеств, руководит воспитательным процессом.