Елена Малютина
Условия формирования речевого дыхания у дошкольников с дизартрией
Благоприятное формирование речевого дыхания у дошкольников с дизартрией напрямую зависит от того, какие условия будут созданы.
Одним из наиболее важных условий формирования речевого дыхания у дошкольников с дизартрией является то, что работа должна быть систематической, регулярной, длительной, последовательной и проходить на всех этапах коррекционной работы.
Один из вариантов по формированию речевого дыхания :
Публикация «Условия формирования речевого дыхания у дошкольников с дизартрией» размещена в разделах
I этап: выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха.
II этап: статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
III этап: обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков). Громкое и длительное произнесение изолированных гласных звуков согласных звуков.
IV этап: произнесение слогов и звукоподражаний.
V этап: формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
Таким образом, вышеперечисленный вариант подчёркивает необходимость последовательной и поэтапной работы над дыханием, предлагает начинать работу сначала с физиологического дыхания, а затем формировать речевое.
Важным условием формирования речевого дыхания дошкольников с дизартрией является тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы) и обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. При этом необходимо исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда.
Немаловажная роль во взаимодействии логопеда и воспитателя отводится формированию речевого дыхания. Если логопед осуществляет работу над формированием правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, то функции воспитателя сводятся к систематическому контролю за речевым дыханием.
Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, т. к. воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал.
Список использованных источников:
1. Базарова, Н. А. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Дурнева, Т. Н. Шабанова. - М. : Челябинск: Два комсомольца, 2015. - 188 с.
2. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие [Тескт] / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. - Спб. : Изд-во Союз, 2000. - 192 с.